29.01.2024
Проект "Блокада Ленинграда"
Одной
из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование
патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном
развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется
любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и
независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества,
развивается достоинство личности.
27 января – День снятия Блокады
Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце.
Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? При беседе с
детьми по этой теме появилось и много других вопросов. Учитывая
заинтересованность детей и значение социально-личностного развития,
считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда
во время блокады. Пополнить знания об истории города и его исторического
прошлого, с подвигом народа во время Блокады Ленинграда.
Тип проекта: познавательно-информационный
Сроки – проект краткосрочный 1 неделя, в старшей группе №23.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей
блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Задачи проекта:
1. Расширять представление детей о
блокадном Ленинграде.
2. Познакомить ребят с понятием блокада,
дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.
3. Познакомить детей с художественными и
музыкальными произведениями посвящёнными Блокаде Ленинграда.
4. Формировать у детей патриотические
чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам
Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.
5. Воспитывать в детях такие нравственные
качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи,
проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.
Предполагаемый результаты:
1. Знание детей о героическом подвиге
жителей блокадного Ленинграда.
2. Интерес детей к истории отечества в
годы Великой Отечественной войны.
3. Умение рассказывать о блокаде
Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения,
посвящённые Блокаде Ленинграда.
4. Знание таких терминов как: блокада,
война, «дорога жизни», ветеран.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный
1. Выявление первоначальных знаний детей о войне, о Блокаде
Ленинграда.
2. Информирование родителей о предстоящем проекте.
3. Подбор литературы, презентаций, фотографий, плакатов.
2 этап этап – основной
1. Проведение НОД, бесед о Блокаде
Ленинграда.
2. Привлечение родителей к участию в проекте.
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.
3 этап – заключительный:
1. Просмотр презентации «Блокада
Ленинграда».
2. Просмотр исторического фильма (хроники)
о подвиге Ленинграда.
3. Заключительная беседа о Подвиге
Ленинградцев.
Формы проведения проекта:
- Беседа с презентациями: «900 дней Блокады», «Дети блокадного Ленинграда»
- Знакомство с художественной литературой: Е. Благина «Шинель», С. Ботвинник «Блокадный хлеб», «Дневник
Тани Савичевой», Ю Воронков, Книга стихов «Блокада», М. Сухачёв «Дети блокады»,
В. Воскобойников «Оружие для Победы».
- Рассматривание иллюстраций: «Дорога жизни», «Пискарёвское мемориальное кладбище»,
«Разорванное кольцо блокады», «Дети блокадного города».
- Прослушивание музыкальных произведений: Д. Шостакович «7 (Ленинградская) симфония», В. Толкунова
«Дети Ленинграда», Э. Хиль «Медаль за оборону Ленинграда», А. Островский и Л.
Ошанин «Солнечный круг», Д. Тухманов, В Харитонов «День Победы», М. Исаков М.
Блантер « Катюша».
- Дидактические игры: «Подбери картинку». «Колесо истории», «Что изменилось», «Военный
транспорт».
- Сюжетно-ролевые игры: «Мы военные», «Летчики», «Госпиталь».
- Подвижные игры: «Перейти на другой берег», «Попади в
цель» «Меткий стрелок»,
- НОД: Занятие на тему
«Блокада Ленинграда»
- Рисование: Раскраски военные профессии
- Работа с родителями:
- Оформление стенда «Блокада Ленинграда»,
- Оформление папки-передвижки «Мы помним,
мы гордимся»,
- Просмотр видеофильма о
Блокадном Ленинграде
Приложение 1
Конспект образовательной деятельности
«Блокада Ленинграда».
Цель: Расширять знания детей об истории
блокадного Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду.
Задачи:
1. Познакомить детей с защитниками города
во время войны.
2. Показать детям силу духа, веру в победу
людей, оказавшихся в кольце блокады.
3. Воспитывать у детей гордость, уважение
к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.
Ход деятельности:
Воспитатель: Война. Она ворвалась в мирную
жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были
фашисты. В первые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с
захватчиками (звучит песня «Священная война»). Враг подступал к городу
Ленинграду. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все,
кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие
бои. Ребята, как вы думаете, кто защищал город?
Ответы детей:
Воспитатель: В конце сентября 1941 г.
Через три месяца с начала войны линия фронта проходила всего в нескольких
километра от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря. Ребята,
как вы думаете, что такое блокада?
Ответы детей: Ленинград оказался
окруженным фашистами.
Воспитатель: Связь с Ленинградом
поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли
штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Началась блокада
Ленинграда. (Показ слайдов 5-7) Прекратился подвоз топлива и продовольствия.
Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали
страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года…. В городе
наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода….
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова, людей умерших и больных…
Рабочие получали по 250 грамм хлеба в
день, а служащие и дети по 125 грамм. (показать кусочек хлеба) Этот хлеб не был
похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти
не было, он больше походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти,
целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. (дать подержать
хлеб ребятам). Ребята, какая жизнь была у жителей Ленинграда?
Ответы детей: Жизнь была тяжелая,
голодная……
Наш хлебный суточный паек
Ладонь и ту не закрывает.
И человек, который слег,
Теперь - все чаще – умирает.
Воспитатель: В это же время на заводах
города для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. За станками
стояли женщины и даже школьники. Они работали до тех пор, пока могли стоять на
ногах. А когда не было сил дойти до дома, оставались до утра здесь же, на
заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Вокруг города мирные жители –
ленинградцы рыли окопы, создавая противотанковые укрепления. А это было нелегко
под вражескими бомбежками и артобстрелами. Ребята давайте поможем жителям
блокадного Ленинграда поможем перенести снаряды для защитников города.
Дидактическая игра «Доставь снаряды артиллеристам».
Воспитатель: Город бомбили. Вражеская
авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб.
Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города. Люди
прятались в помещениях под землей, где можно было укрыться от бомбежек – в
бомбоубежищах. Невский проспект, главный проспект города, изменился: исчезли
толпы прохожих, теперь там рвались бомбы и снаряды. Кольцо блокады сжималось,
враг подходил все ближе. Наступала зима. Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское
озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод,
смерть…Ребята, как вы думаете оправдались надежды фашистов?
Ответы детей: Ладожское озеро замерзло,
через него была проложена дорога по льду, названная ленинградцами Дорогой жизни.
Воспитатель: Отважные шоферы повели по ледовой
трассе, под обстрелами и бомбежкой, машины с продуктами. Оружием и боеприпасами
для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей, раненых
воинов.
Наш город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
Она спасеньем ленинградцев стала,
И помогла в войне им победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
Не хватало еды и ленинградцы использовали
каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту,
лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты
огороды. Дети помогали взрослым. Ребята, как дети могли помогать взрослым?
Ответы детей: Они тушили пожары и зажигательные
бомбы; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли
в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам.
Воспитатель: Ленинградцы не сдавались.
Город продолжал жить. Работало радио, которое передавало последние новости с
фронта, звучали музыка и стихи, а дети продолжали занятия в школах. Люди
верили, что победа придет, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом.
Долгих 90 дней город находился в блокадном кольце. Неполных три года
ленинградцы защищали свой город. 27 января 1944 года залпы 14 тысяч орудий,
минометов и «катюш» обрушились на врага. Блокада была прорвана, но полная
победа над врагом пришла позже. Наши воины отстояли Родину. Каждый день
отдаляет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить
подвиг защитников. Тех, кто не щадил своей жизни. В память о павших в те дни на
Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят цветы
и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о
тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
В осеннем тумане, в январском снегу
Стоит Петербург на морском берегу.
С дворцами и парками строг и красив,
Как будто вплывает в широкий залив.
В блокадные дни, под обстрелом, в
снегу,
Не сдался, не сдался наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут.
И славится всюду их доблестный труд.
Светлая память героям, освободившим
Ленинград!
(Приложение 2 иллюстрации к
занятию)