Адаптированная программа 2023 г.

Содержание
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации рабочей программы образования
Принципы реализации рабочей программы и организации образовательного
процесса для обучающихся с ТНР
1.1.3. Значимые характеристики группы для разработки и реализации рабочей
программы
Планируемые результаты на этапе завершения освоения программы
1.2.
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
1.3.
2.
Содержательный раздел
Общая модель организации образовательной деятельности с ребенком
2.1.
с ТНР
Описание образовательной деятельности обучающихся с ТНР
2.2.
в соответствии с направлениями развития ребенка
Взаимодействие педагогических работников с детьми
2.3.
Комплексно-тематическое планирование
2.4.
Особенности взаимодействия с семьями дошкольников с ТНР
2.5.
Организация воспитательного процесса
2.6.
3.
Организационный раздел
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
3.1.
с ТНР
Особенности организации предметно-пространственной развивающей
3.2.
образовательной среды
Материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими
3.3.
материалами и средствами обучения и воспитания
Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию
3.4.
образовательной деятельности.
1.
1.1
1.1.1
1.1.2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3
3
4
5
6
7
10
15
19
22
25
27
28
29
30
32

1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей 6 – 7 лет с тяжелыми
нарушениями речи, посещающих подготовительную к школе логопедическую группу
№11 «Березка» МАДОУ детского сада № 59 «Золотой ключик» г. Улан-Удэ.
Рабочая программа составлена на основе «Адаптивной образовательной программы
МАДОУ Детский сад №59 «Золотой ключик», в соответствии с:
«Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. №1022
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г.
№1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта»
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ;
Требованиями СанПиН от 15.05.13. № 26 к устройству, содержанию и организации
режима работы в дошкольных организациях;
Рабочая программа является компонентом ДОУ в реализации образовательной
программы ДОУ и представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую
формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического
развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, его социализацию в
коллективе сверстников, а также его подготовку к успешному школьному обучению.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер, рассчитана на
один учебный год.
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы образования
Цель реализации рабочей программы: обеспечение условий для дошкольного
образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося старшего
дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья.
Программа обеспечивает:
 выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР,
обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии;
 осуществление
индивидуально-ориентированной
психолого-педагогической
помощи обучающимся с ТНР с учетом их психофизического, речевого развития,
индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии;
 возможность освоения детьми с ТНР адаптированной основной образовательной
программы дошкольного образования.
Задачи реализации рабочей программы:
 определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР,
обусловленных уровнем их речевого развития и степенью выраженности нарушения;

 коррекция речевых нарушений на основе координации педагогических,
психологических и медицинских средств воздействия;
 оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР
консультативной и методической помощи по особенностям развития обучающихся с
ТНР и направлениям коррекционного воздействия.
1.1.2. Принципы реализации рабочей программы и организации
образовательного процесса для обучающихся с ТНР
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ТНР основывается на результатах
комплексного всестороннего обследования каждого ребенка. Обследование строится с
учетом следующих принципов:
1. Принцип комплексного изучения ребенка с ТНР, позволяющий обеспечить
всестороннюю оценку особенностей его развития. Реализация данного принципа
осуществляется в трех направлениях:
 анализ первичных данных, содержащих информацию об условиях воспитания
ребенка, особенностях раннего речевого и психического развития ребенка;
изучение
медицинской
документации,
отражающей
данные
о
неврологическом статусе таких обучающихся, их соматическом и
психическом развитии, состоянии слуховой функции, получаемом лечении и
его эффективности;
 психолого-педагогическое
изучение
обучающихся,
оценивающее
соответствие его интеллектуальных, эмоциональных, деятельностных и
других возможностей показателям и нормативам возраста, требованиям
образовательной программы;
 специально организованное логопедическое обследование обучающихся,
предусматривающее определение состояния всех компонентов языковой
системы в условиях спонтанной и организованной коммуникации.
2. Принцип учета возрастных особенностей обучающихся, ориентирующий на
подбор и использование в процессе обследования таких методов, приемов, форм работы и
лексического материала, которые соответствуют разным возрастным возможностям
обучающихся.
3. Принцип динамического изучения обучающихся, позволяющий оценивать не
отдельные, разрозненные патологические проявления, а общие тенденции нарушения
речеязыкового развития и компенсаторные возможности обучающихся.
4. Принцип качественного системного анализа результатов изучения ребенка,
позволяющий отграничить физиологически обоснованные несовершенства речи, выявить
характер речевых нарушений у обучающихся разных возрастных и этиопатогенетических
групп и, соответственно с этим, определить адекватные пути и направления
коррекционно-развивающей работы для устранения недостатков речевого развития
обучающихся дошкольного возраста.

1.1.3. Значимые характеристики группы для разработки и реализации рабочей
программы
Количественный состав группы
Возрастная группа
Количество детей
Из них мальчики
Подготовительная к
16
11
школе группа
6- 7 лет

Из них девочки
5

Сведения о родителях (законных представителях)
Характеристика

2021-2022 учебный год

Полные семьи
Неполные семьи

7
воспитывает одна мать – 8
воспитывает один отец – 0
21

Всего родителей
(законных представителей)
Возраст

20-30 лет - 5
31-40лет - 9
41-50 лет - 8
Высшее - 9
Средне-специальное - 7
Среднее - 6
3
одни ребенок в семье-4
два ребенка в семье -8
1
4

Образование
Многодетные
1-2 ребенка
Опекуны
Семьи, имеющие двойню
Двуязычные семьи

Распределение детей по логопедическим диагнозам (начало года)
Количество детей
всего
16

ОНР-1

ОНР-2

ОНР-3

ОНР-4

ФФНР

-

3

11

-

2

Группу посещают дети седьмого года жизни с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.).
Общее недоразвитие речи рассматривается как сложные речевые расстройства, при
которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,
касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном
интеллекте.
Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от
полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексикограмматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.). В настоящее
время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех
компонентов языковой системы у детей с ОНР (Филичева Т. Б.).

Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи:
звукопроизношения фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной
степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.
На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие или резкое
ограничение словесных средств общения. Словарный запас состоит из отдельных
лепетных слов, звуковых или звукоподражательных комплексов, сопровождающихся
жестами и мимикой;
На II уровне речевого развития
в речи ребенка присутствует короткая
аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще
существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим,
произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;
На III уровне речевого развития в речи ребенка появляется развернутая фразовая
речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического
недоразвития;
На IV уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой речи
наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении
звукопроизношения и фонематического слуха.

1.2. Планируемые результаты на этапе завершения освоения программы
Результаты освоения программы коррекционной работы определяются состоянием
компонентов языковой системы и уровнем речевого развития (I уровень; II уровень; III
уровень, IV уровень, Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), механизмом и
видом речевой патологии (анартрия, дизартрия, алалия, афазия, ринолалия, заикание),
структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР, наличием либо отсутствием
предпосылок для появления вторичных речевых нарушений и их системных последствий
(дисграфия, дислексия, дискалькулия в школьном возрасте).
Общими ориентирами в достижении результатов программы коррекционной работы
являются:
 сформированность фонетического компонента языковой способности в
соответствии с онтогенетическими закономерностями его становления;
 совершенствование
лексического,
морфологического
(включая
словообразовательный), синтаксического, семантического компонентов языковой
способности;
 овладение арсеналом языковых единиц различных уровней, усвоение правил их
использования в речевой деятельности;
 сформированность предпосылок метаязыковой деятельности, обеспечивающих
выбор определенных языковых единиц и построение их по определенным
правилам; сформированность социально-коммуникативных навыков;
 сформированность психофизиологического, психологического и языкового
уровней, обеспечивающих в будущем овладение чтением и письмом.
Оценивание качества образовательной деятельности, представляет собой важную
составную часть образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.

Оценивание качества, то есть оценивание соответствия образовательной деятельности,
направлено в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий в процессе
образовательной деятельности.
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
 не подлежат непосредственной оценке;
 не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и
промежуточного уровня развития обучающихся с ОВЗ;
 не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями обучающихся с ОВЗ;
 не являются основой объективной оценки соответствия, установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся;
 не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Степень реального развития обозначенных целевых ориентиров и способности
ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут
существенно варьировать у разных обучающихся в силу различий в условиях жизни и
индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития обучающихся,
динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и
включающая:
1. педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
2. детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной
деятельности;
3. карты развития ребенка с ОВЗ;
4. различные шкалы индивидуального развития ребенка с ОВЗ.
1.3. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Проведению дифференциальной диагностики предшествует предварительный сбор и
анализ совокупных данных о развитии ребенка. С целью уточнения сведений о характере
доречевого, раннего речевого (в условиях овладения родной речью), психического и
физического развития проводится предварительная беседа с родителями (законными
представителями) ребенка.
Обследование начинается с ознакомительной беседы, целью которой является не
только установление положительного эмоционального контакта, но и определение
степени его готовности к участию в речевой коммуникации, умения адекватно
воспринимать вопросы, давать на них ответы (однословные или развернутые), выполнять
устные инструкции, осуществлять деятельность в соответствии с возрастными и
программными требованиями.
Беседа с ребенком позволяет составить представление о возможностях
диалогической и монологической речи, о характере владения грамматическими
конструкциями, вариативности в использовании словарного запаса, об общем звучании
голоса, тембре, интонированности, темпо-ритмической организации речи ребенка,
наличии или отсутствии у него ярко выраженных затруднений в звуковом оформлении
речевого
высказывания.
Содержание
беседы
определяется
национальными,

этнокультурными особенностями, познавательными, языковыми возможностями и
интересами ребенка. Беседа может организовываться на лексических темах: "Моя семья",
"Любимые игрушки", "Отдых летом", "Домашние питомцы", "Мои увлечения", "Любимые
книги", "Любимые мультфильмы", "Игры". Образцы речевых высказываний ребенка,
полученных в ходе вступительной беседы, фиксируются.
Обследование словарного запаса.
Содержание данного раздела направлено на выявление качественных параметров
состояния лексического строя родного языка обучающихся с ТНР. Характер и содержание
предъявляемых ребенку заданий определяются возрастом ребенка и его речеязыковыми
возможностями и включают обследование навыков понимания, употребления слов в
разных ситуациях и видах деятельности. В качестве приемов обследования можно
использовать показ и называние картинок с изображением предметов, действий, объектов
с ярко выраженными признаками; предметов и их частей; частей тела человека,
животных, птиц; профессий и соответствующих атрибутов; животных, птиц и их
детенышей; действий, обозначающих эмоциональные реакции, явления природы, подбор
антонимов и синонимов, объяснение значений слов, дополнение предложений нужным по
смыслу словом.
Обследование грамматического строя языка.
Обследование состояния грамматического строя языка направлено на определение
возможностей ребенка с ТНР адекватно понимать и реализовывать в речи различные типы
грамматических отношений. В связи с этим детям предлагаются задания, связанные с
пониманием простых и сложных предлогов, употреблением разных категориальных форм,
словообразованием разных частей речи, построением предложений разных конструкций.
В заданиях можно использовать такие приемы, как составление фразы с опорой на вопрос,
на демонстрацию действий, по картине, серии картин, по опорным словам, по слову,
заданному в определенной форме, преобразование деформированного предложения.
Обследование связной речи.
Обследование состояния связной речи ребенка с ТНР включает в себя несколько
направлений. Одно из них - изучение навыков ведения диалога - реализуется в самом
начале обследования, в процессе так называемой вступительной беседы. Для определения
степени сформированности монологической речи предлагаются задания, направленные на
составление ребенком различных видов рассказов: повествовательного, описательного,
творческого. Важным критерием оценки связной речи является возможность составления
рассказа на родном языке, умение выстроить сюжетную линию, передать все важные
части композиции, первостепенные и второстепенные детали рассказа, богатство и
разнообразие используемых при рассказывании языковых средств, возможность
составления и реализации монологических высказываний с опорой (на наводящие
вопросы, картинный материал) и без таковой. Детские рассказы анализируются также по
параметрам наличия или отсутствия фактов пропуска частей повествования, членов
предложения, использования сложных или простых предложений, принятия помощи
педагогического работника, наличие в рассказе прямой речи, литературных оборотов,
адекватность использования лексико-грамматических средств языка и правильность
фонетического оформления речи в процессе рассказывания.
Обследование фонетических и фонематических процессов.
Ознакомительная беседа с ребенком дает первичное впечатление об особенностях
произношения им звуков родного языка. Для чего необходимо предъявить ряд

специальных заданий, предварительно убедившись, что инструкции к ним и лексический
материал понятны ребенку с ТНР. Звуковой состав слов, соответствующих этим
картинкам, самый разнообразный: разное количество слогов, со стечением согласных и
без него, с разными звуками. Проверяется, как ребенок произносит звук изолированно, в
составе слогов (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах, в которых
проверяемый звук находится в разных позициях (в начале, середине, конце слова), в
предложении, в текстах. Для выяснения степени овладения детьми слоговой структурой
слов отбираются предметные и сюжетные картинки по тематическим циклам, хорошо
знакомые ребенку, например, обозначающие различные виды профессий и действий, с
ними связанных. Обследование включает как отраженное произнесение ребенком слов и
их сочетаний, так и самостоятельное. Особое внимание при этом обращается на
неоднократное воспроизведение слов и предложений в разном речевом контексте. При
обследовании фонетических процессов используются разнообразные методические
приемы: самостоятельное называние лексического материала, сопряженное и отраженное
проговаривание, называние с опорой на наглядно-демонстрационный материал.
Результаты обследования фиксируют характер нарушения звукопроизношения: замены
звуков, пропуски, искажение произношения, смешение, нестойкое произношение звуков,
характер нарушений звуко-слоговой организации слова. Обследование фонематических
процессов ребенка с нарушениями речи проводится общепринятыми приемами,
направленными на выявление возможностей дифференциации на слух фонем родного
языка с возможным применением адаптированных информационных технологий. В
рамках логопедического обследования изучению подлежит степень сформированности
всех компонентов языка, а также операций языкового анализа и синтеза: выделение
первого гласного звука в слове, стоящего под ударением, первого согласного звука в
слове, последнего согласного звука в слове, гласного звука в положении после согласного,
определением количества гласных звуков в сочетаниях, количества звуков в односложных
словах и их последовательности.
В процессе комплексного обследования изучается состояние пространственнозрительных ориентировок и моторно-графических навыков.
В зависимости от возраста ребенка и состояния его базовых коммуникативноречевых навыков целесообразно применять несколько дифференцированных схем
обследования речеязыковых возможностей обучающихся с ТНР: первая схема - для
обследования обучающихся, не владеющих фразовой речью; вторая схема - для
обследования обучающихся с начатками общеупотребительной речи; третья схема - для
обследования обучающихся с развернутой фразовой речью при наличии выраженных
проявлений недоразвития лексико-грамматического и фонетико-фонематического
компонентов языка; четвертая схема - для обследования обучающихся с развернутой
фразовой речью и с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексикограмматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общая модель организации образовательной деятельности с ребенком с ТНР
Образовательная программа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
регламентирует образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной) с квалифицированной
коррекцией недостатков речеязыкового развития обучающихся, психологической,
моторно-двигательной базы речи, профилактикой потенциально возможных трудностей в
овладении грамотой и обучении в целом, реализуемую в ходе режимных моментов;
самостоятельной деятельности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
взаимодействие с семьями обучающихся по реализации образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ТНР.
Модель организации коррекционно-развивающей работы в группе
организация
коррекционно-развивающей
работы

Совместная деятельность
взрослого и детей

Самостоятельная
деятельность

Коррекционно-развивающие занятия:
- индивидуальные;
- подгрупповые;
- фронтальные;
- интегрированные

Взаимодействие с
социальными
партнерами

Образовательная деятельность
в ходе режимных моментов

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных
Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции работы
специалистов.
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию
образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей
детей. Содержание подгрупповых занятий отражено в календарно-тематическом
планировании.
При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический
принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой
темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых
возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками,
яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и
воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря,
формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного
высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание
условий для практического применения формируемых знаний.
Отражая специфику работы в группе компенсирующей направленности для детей с
нарушением речи и учитывая основную ее направленность, задачи речевого развития
включены во все разделы.
Учебный год в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится
на три периода:
I период работы - сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период работы - декабрь, январь, февраль;
III период работы- март, апрель, май.
Первые две недели сентября отводятся всеми специалистами для углубленной
диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми,
совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со
всеми специалистами группы плана работы на первый период работы.
За основу логопедического обследования взята методика О.Б.Иншаковой, задачами
которой является выявление особенностей речевого развития детей с ограниченными
возможностями здоровья, состояния компонентов речевой системы, соотношения
развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств
с их активизацией.
Логопедическое обследование проводится в начале коррекционно - воспитательного
воздействия на ребёнка с ТНР. Все полученные в ходе обследования данные, позволяют
составить отчётливое представление о форме речевого нарушения, степени выраженности
его первичных и вторичных симптомов.
После проведенной диагностики специалисты, работающие в логопедической
группе, на заседании ППк обсуждают результаты диагностики индивидуального развития
детей и на основании полученных результатов утверждают план работы группы и
индивидуальные маршруты развития детей.
С 15 сентября начинается организованная образовательная деятельность с детьми в
соответствии с утвержденным планом работы.
11

В январе – каникулы 2 недели.
В подготовительной к школе группе проводится в неделю 3 фронтальных
логопедических занятия (понедельник, среда и пятница) продолжительностью 30 минут. В
середине каждого коррекционно-развивающего занятия проводится физкультминутка.
Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями - не менее 10 минут.
Остальное время в циклограмме работы учителя-логопеда занимает индивидуальная
работа с детьми. Ежедневно учитель-логопед проводит индивидуальные коррекционноразвивающие занятия с детьми, консультирование педагогов ДОУ и родителей.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью
выраженности
речевого
нарушения
и
индивидуальными
психофизическими
особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15 минут не менее 2
раз в неделю.
Индивидуальная работа с детьми направлена на формирование правильной, сильной,
плавной воздушной струи, артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку,
автоматизацию, дифференциацию, на развитие фонематического слуха и восприятия,
уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических
категорий.
Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения
определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого.
Этапы индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению:
I. Подготовительный этап.
Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой
коррекционной работе, а именно:
-вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и
специальных упражнениях;
- формирование и развитие артикуляционной моторик до уровня минимальной
достаточности для постановки звуков.
II. Формирование произносительных умений и навыков.
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения;
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и
акустически;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). Постановка звуков.
Последовательность:
- свистящие С, 3, Ц, С’, 3';
- сонор Л';
- шипящие Щ, Ч, Ш, Ж;
- соноры Л, Р, Р'.
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
12

2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:
- С, С', 3, 3' Ш, Ж, Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и
в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
- Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением
согласных;
-Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно
вырабатывать вибрацию.
3). Автоматизация каждого исправленного звука в словах: проводится по следам
автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением
каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для
проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами
объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в
подгруппах.
4). Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении
слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы,
подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.
5). Дифференциация звуков: С – З, С – Ц, С – Ш; Ж – З, Ж – Ш; Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч –
Щ; Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш; Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа
и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых ребенком
звуков на основе лексико-грамматических упражнений, заданий для просодической
стороны речи, при обучении рассказыванию.
V. Развитие (совершенствование) психологической базы речи ребёнка на
отработанном в правильном произношении лексическом материале.
VI. Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях,
режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
Вечерние приемы родителей по четвергам логопед назначает по мере
необходимости.
График работы учителя-логопеда
Понедельник 09.00 - 13.00
Вторник
09.00 - 13.00
Среда
09.00 - 13.00
Четверг
14.00 - 18.00
Консультирование родителей
Индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей
Пятница
09.00 – 13.00

13

Диагностическая работа
№
п/п
1.

2.

Содержание работы

Сроки

Психолого-педагогическое обследование детей.
Определение особенностей речевого, психомоторного, общего
развития детей.
Профилактическая работа. Выявление детей с нарушениями
речи через обследование в ДОУ. Направление детей к
неврологу, психиатру, ортодонту, отоларингологу
для
консультаций.

Сентябрь, май

По мере
необходимости

Коррекционно-развивающая работа с детьми
№
Содержание работы
Сроки
п/п
1.
Проведение
фронтальной В течение
непосредственной
образовательной учебного
деятельности
«Развитие
фонетико- года
фонематических
и
лексикограмматических навыков»

Выход
Календарно-тематическое
планирование занятий по
Развитию
фонетикофонематических и лексикограмматических навыков

2.

Проведение
фронтальной В течение Календарное планирование
непосредственной
образовательной учебного по Развитию связной речи
деятельности «Развитие связной речи»
года

3.

Индивидуально-подгрупповая
коррекционно-развивающая работа.

В течение Ежедневное планирование
учебного индивидуальной,
года
подгрупповой
коррекционно-развивающей
работы

Организационно-методическая работа
№
п/п
1.

2.

Содержание работы

Сроки

Выход

Комплектование групп, утверждение
списков групп компенсирующей
направленности.
Составление
и
утверждение
у
заведующего
ДОУ
циклограммы
рабочего времени учителя-логопеда,

До 3
сентября

Списки групп.

До 15
сентября

Циклограмма, регламент

14

3.
4.

5.
6.

регламента
фронтальной
и
индивидуальной логопедической НОД на
год
Составление
рабочей
программы,
До 15
годового плана работы учителя-логопеда
сентября
Составление
перспективного
и
До 15
календарного плана работы на учебный сентября
год
Планирование
логопедической В течение
фронтальной, индивидуальной НОД
года
Ведение индивидуальных тетрадей детей. В течение
года

Рабочая
программа,
Годовой план работы
Перспективный
и
календарный план работы
Ежедневные
планы
работы, конспекты НОД
Индивидуальные тетради

2.2. Описание образовательной деятельности обучающихся с ТНР
в соответствии с направлениями развития ребенка
Обучение детей с ТНР, не владеющих фразовой речью (ОНР I уровень речевого
развития), предусматривает развитие понимания речи и развитие активной
подражательной речевой деятельности.
В рамках первого направления работы учить по инструкции:
- узнавать и показывать предметы, действия, признаки;
- понимать обобщающее значение слова;
- дифференцированно воспринимать вопросы "кто?", "куда?", "откуда?";
- понимать обращение к одному и нескольким лицам, грамматические категории
числа существительных, глаголов;
- угадывать предметы по их описанию;
- определять элементарные причинно-следственные связи.
В рамках второго направления работы происходит развитие активной
подражательной речевой деятельности:
- в любом фонетическом оформлении называть родителей (законных
представителей), близких родственников;
- подражать крикам животных и птиц, звукам окружающего мира, музыкальным
инструментам;
- отдавать приказы - на, иди.
- Составлять первые предложения из аморфных слов-корней;
- преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего
времени единственного числа;
- составлять предложения по модели: Кто? - Что делает?; Кто? - Что делает? - Что?
(например: Тата (мама, папа) спит; Тата, мой ушки, ноги. Тата моет уши, ноги.).
Одновременно проводятся упражнения по развитию памяти, внимания, логического
мышления (запоминание 2 - 4 предметов, угадывание убранного или добавленного
предмета, запоминание и подбор картинок 2 - 3 - 4 частей).
15

По результатам коррекционной работы на этом этапе формирования речевого
развития обучающиеся учатся соотносить предметы и действия с их словесным
обозначением, понимать обобщающее значение слов. Активный и пассивный словарь
должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит; действий, которые
совершает сам или окружающие, некоторых своих состояний (холодно, тепло). У
обучающихся появляется потребность общаться с помощью элементарных двух трехсловных предложений. Словесная деятельность может проявляться в любых
речезвуковых выражениях без коррекции их фонетического оформления. На протяжении
всего времени обучения коррекционно-развивающая работа предусматривает побуждение
ребенка к выполнению заданий, направленных на развитие процессов восприятия
(зрительного, пространственного, тактильного и проч.), внимания, памяти, мыслительных
операций, оптико-пространственных ориентировок. В содержание коррекционноразвивающей работы включаются развитие и совершенствование моторно-двигательных
навыков, профилактика нарушений эмоционально-волевой сферы.
Обучение детей с начатками фразовой речи (ОНР II уровень речевого развития)
предполагает несколько направлений:
1. Развитие понимания речи, включающее формирование умения вслушиваться в
обращенную речь, выделять названия предметов, действий и некоторых признаков;
формирование понимания обобщающего значения слов; подготовка к восприятию
диалогической и монологической речи;
2. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств
языка. Обучение называнию 1 - 3-сложных слов (кот, муха, молоко), учить
первоначальным навыкам словоизменения, затем - словообразования (число
существительных, наклонение и число глаголов, притяжательные местоимения "мой моя", существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами типа "домик,
шубка", категории падежа существительных);
3. Развитие самостоятельной фразовой речи - усвоение моделей простых
предложений: существительное плюс согласованный глагол в повелительном наклонении,
существительное плюс согласованный глагол в изъявительном наклонении единственного
числа настоящего времени, существительное плюс согласованный глагол в изъявительном
наклонении единственного числа настоящего времени плюс существительное в косвенном
падеже (типа "Вова, спи", "Толя спит", "Оля пьет сок"); усвоение простых предлогов - на,
под, в, из. Объединение простых предложений в короткие рассказы. Закрепление навыков
составления предложений по демонстрации действия с опорой на вопросы. Заучивание
коротких двустиший и потешек. Допускается любое доступное ребенку фонетическое
оформление самостоятельных высказываний, с фиксацией его внимания на правильности
звучания грамматически значимых элементов (окончаний, суффиксов);
4. Развитие произносительной стороны речи - учить различать речевые и неречевые
звуки, определять источник, силу и направленность звука. Уточнять правильность
произношения звуков, имеющихся у ребенка. Автоматизировать поставленные звуки на
уровне слогов слов предложений, формировать правильную звукослоговую структуру
слова. Учить различать и четко воспроизводить слоговые сочетания из сохранных звуков с
разным ударением, силой голоса и интонацией. Воспроизводить слоги со стечением
16

согласных. Работа над слоговой структурой слов завершается усвоением ритмикослогового рисунка двухсложных и трехсложных слов. Допустимы нарушения
звукопроизношения.
Коррекционно-развивающая работа с детьми включает в себя направления,
связанные с развитием и гармонизацией личности ребенка с ТНР, формированием
морально-нравственных, волевых, эстетических и гуманистических качеств. Системный
подход к преодолению речевого нарушения предусматривает комплексную
коррекционно-развивающую работу, объединяющую аспекты речеязыковой работы с
целенаправленным формированием психофизиологических возможностей ребенка с ТНР,
а именно процессов внимания, памяти, восприятия, мышления, моторно-двигательных и
оптико-пространственных функций соответственно возрастным ориентирам и
персонифицированным возможностям обучающихся с ТНР.
К концу данного этапа обучения предполагается, что ребенок с ТНР овладел простой
фразой, согласовывает основные члены предложения, понимает и использует простые
предлоги, некоторые категории падежа, числа, времени и рода, понимает некоторые
грамматические форм слов, несложные рассказы, короткие сказки.
Обучение детей с развернутой фразовой речью с элементами лексикограмматического недоразвития (ОНР III уровень речевого развития) предусматривает:
1. Совершенствование понимания речи (умение вслушиваться в обращенную речь,
дифференцированно воспринимать названия предметов, действий признаков; понимание
более тонких значений обобщающих слов в целях готовности к овладению
монологической и диалогической речью).
2. Развитие умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи:
свистящие - шипящие, звонкие - глухие, твердые - мягкие, сонорные.
3. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза (анализ и синтез простого слога
без стечения согласных, выделение начального гласного или согласного звука в слове,
анализ и синтез слогов со стечением согласных, выделение конечного согласного или
гласного звука в слове, деление слова на слоги, анализ и синтез 2 - 3-сложных слов).
4. Обучение элементам грамоты. Знакомство с буквами, соответствующими
правильно произносимым звукам. Обучение элементам звуко-буквенного анализа и
синтеза при работе со схемами слога и слова. Чтение и печатание отдельных слогов, слов
и коротких предложений. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и
чтения включает в себя закрепление понятий "звук", "слог", "слово", "предложение",
"рассказ"; анализ и синтез звуко-слоговых и звуко-буквенных структур.
5. Развитие лексико-грамматических средств языка. Этот раздел включает не только
увеличение количественных, но прежде всего качественных показателей: расширение
значений слов; формирование семантической структуры слова; введение новых слов и
словосочетаний в самостоятельную речь существительных с уменьшительным и
увеличительным значением (бусинка, голосок - голосище); с противоположным
значением (грубость - вежливость; жадность - щедрость). Умение объяснять переносное
значение слов (золотые руки, острый язык, долг платежом красен, бить баклуши).
Подбирать существительные к прилагательным (острый - нож, соус, бритва, приправа;
темный(ая) - платок, ночь, пальто); образовывать от названий действия названия
17

предметов (блестеть - блеск, трещать - треск, шуметь - шум); объяснять логические связи
(Оля провожала Таню - кто приезжал?), подбирать синонимы (смелый - храбрый).
6. Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами
стечения согласных звуков. Употребление этих слов в самостоятельной речи: птичница,
проволока, регулировщик регулирует уличное движение, экскаваторщик, экскаваторщик
работает на экскаваторе.
Обучение детей с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексикограмматического и фонетико-фонематического недоразвития речи (ОНР IV уровень
речевого развития) предусматривает следующие направления работы:
1. Совершенствование лексико-грамматических средств языка: расширение
лексического запаса в процессе изучения новых слов и лексических групп (панцирь,
скорлупа, бивни, музей, театр, выставка), активизация словообразовательных процессов
(сложные слова: белоствольная береза, длинноволосая черноглазая девочка,
прилагательные с различным значением соотнесенности: плетеная изгородь, соломенная
крыша, марлевая повязка, приставочные глаголы с оттеночными значениями: выползать,
вползать, подъехать - объехать), упражнение в подборе синонимов, антонимов (скупой жадный, добрый - милосердный, неряшливый - неаккуратный, смешливый - веселый,
веселый - грустный и проч.), объяснение слов и целых выражений с переносным
значением (сгореть со стыда, широкая душа), преобразование названий профессий
мужского рода в названия женского рода (портной - портниха, повар - повариха, скрипач скрипачка), преобразование одной грамматической категории в другую (читать - читатель
- читательница - читающий).
2. Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи: закрепление навыка
составления предложений по опорным словам, расширение объема предложений путем
введения однородных членов предложений.
3. Совершенствование связной речи: закрепление навыка рассказа, пересказа с
элементами фантазийных и творческих сюжетов.
4. Совершенствование произносительной стороны речи: закрепление навыка четкого
произношения и различения поставленных звуков, автоматизация их правильного
произношения в многосложных словах и самостоятельных высказываниях, воспитание
ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.
5. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения: закрепление
понятий "звук", "слог", "слово", "предложение"; осуществление анализа и синтеза
обратных и прямых слогов в односложных и двух-, трехсложных словах; развивать
оптико-пространственные и моторно-графические навыки.
На протяжении всего времени обучения коррекционно-развивающая работа
предусматривает целенаправленную и системную реализацию общей стратегии
коррекционного воздействия, направленную на преодоление и (или) компенсацию
недостатков речеязыкового, эмоционально-волевого, личностного, моторно-двигательного
развития,
несовершенства
мыслительных,
пространственно-ориентировочных,
двигательных процессов, а также памяти, внимания и проч. Этот системный подход
предусматривает обязательное профилактическое направление работы, ориентированное
на предупреждение потенциально возможных, в том числе отсроченных, последствий и
осложнений, обусловленных нарушением речеязыкового развития ребенка с ТНР.
18

Коррекционно-развивающее воздействие при ФФНР предполагает обучить детей:
1. Правильно артикулировать и четко дифференцировать звуки речи;
2. Различать понятия "звук", "слог", "слово", "предложение", "твердые - мягкие
звуки", "звонкие - глухие звуки", оперируя ими на практическом уровне;
3. Определять и называть последовательность слов в предложении, звуков и слогов
в словах;
4. Производить элементарный звуковой анализ и синтез;
5. Знать некоторые буквы и производить отдельные действия с ними (выкладывать
некоторые слоги, слова).
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения темпоритмической организации речи (заикание), предполагает:
1. овладеть разными формами самостоятельной контекстной речи (рассказ,
пересказ);
2. свободно пользоваться плавной речью различной сложности в разных ситуациях
общения;
3. адаптироваться к различным условиям общения;
4. преодолевать индивидуальные коммуникативные затруднения.
В результате коррекционно-развивающего воздействия речь дошкольников должна
максимально приблизиться к возрастным нормам. Это проявляется в умении адекватно
формулировать вопросы и отвечать на вопросы окружающих, подробно и логично
рассказывать о событиях реального мира, пересказывать близко к оригиналу
художественные произведения, осуществлять творческое рассказывание. Обучающиеся
адекватно понимают и употребляют различные части речи, простые и сложные предлоги,
владеют навыками словообразования и словоизменения.
2.3. Взаимодействие педагогических работников с детьми
Коррекционно-развивающая работа всех педагогических работников дошкольной
образовательной организации включает:
- системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с
учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у
обучающихся с ТНР);
- социально-коммуникативное развитие;
- развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций у
обучающихся с ТНР;
- познавательное развитие,
- развитие высших психических функций;
- коррекцию нарушений развития личности, эмоционально-волевой сферы с целью
максимальной социальной адаптации ребенка с ТНР;
- различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания,
лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на
разъяснение участникам образовательных отношений, в том числе родителей
(законных представителей), вопросов, связанных с особенностями образования
обучающихся с ТНР.
19

Важное значение в реализации основных направлений содержательной работы с
детьми с ОВЗ является осуществление взаимодействия воспитателя и логопеда,
обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного
обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной
направленности
образовательно-воспитательного
процесса
и
построения
«индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и
трудностей социальной адаптации детей.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это
совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по веем
направлениям, обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей
работы, оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении,
взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности, а также
еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя
являются.
1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
Формирование правильного произношения.
2. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
3. Развитие навыка связной речи.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:
- логопедические пятиминутки;
- подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
-индивидуальная работа;
-рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного
материала.
Планируя индивидуальную работу воспитателей, логопед рекомендует им занятия
с 3-4 детьми в день по автоматизации, дифференциации звуков, а также по тем разделам
программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко
определены и разграничены.
Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и воспитателя.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом
Задачи, стоящие перед воспитателем
1. Создание условий для проявления 1. Создание обстановки эмоционального
речевой активности и подражательности, благополучия детей в группе
преодоления речевого негативизма
2. Обследование речи детей, психических 2. Обследование общего развития детей,
процессов,
связанных
с
речью, состояния их знаний и навыков по
двигательных навыков
программе предшествующей возрастной
группы
3. Заполнение речевой карты, изучение 3. Изучение результатов с целью
результатов обследования и определение перспективного планирования работы
уровня речевого развития ребенка
20

4.Обсуждение результатов обследования.
5. Развитие слухового внимания детей и 5. Воспитание общего и речевого
сознательного восприятия речи
поведения детей, включая работу по
развитию слухового внимания
6.
Развитие
зрительной,
слуховой, 6. Расширение кругозора детей
вербальной памяти
7. Обучение детей процессам анализа, 7. Развитие представлений детей о времени
синтеза, сравнения предметов по их и пространстве, форме, величине и цвете
составным частям, признакам, действиям
предметов (сенсорное воспитание детей)
8. Развитие подвижности речевого аппарата, 8.
Развитие
общей,
мелкой
и
речевого дыхания и на этой основе работа артикуляционной моторики детей
по коррекции звукопроизношения
9. Развитие фонематического восприятия 9. Выполнение заданий и рекомендаций
детей
логопеда
10. Обучение детей процессам звуко- 10.
Закрепление
речевых
навыков,
слогового анализа и синтеза слов, анализа усвоенных детьми на логопедических
предложений
занятиях
11. Развитие восприятия ритмико-слоговой 11. Развитие памяти детей путем
структуры слова
заучивания речевого материала разного
вида
12. Формирование предложений разных 12. Контроль за речью детей по
типов в речи детей по моделям, рекомендации
логопеда,
тактичное
демонстрации действий, вопросам, по исправление ошибок
картине и по ситуации
13. Подготовка к овладению, а затем и 13. Развитие диалогической речи детей
овладение диалогической формой общения
через использование подвижных, речевых,
настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых
и игр-драматизаций, театрализованной
деятельности
детей,
поручений
в
соответствии с уровнем развития детей
14.
Развитие
умения
объединять 14. Формирование навыка составления
предложения в короткий рассказ, составлять короткого рассказа, пересказа.
рассказы-описания, рассказы по картинкам,
сериям картинок, пересказы на основе
материала
занятий
воспитателя
для
закрепления его работы

21

Темой каждого занятия является звук и буква, но кроме этого оно подчинено
определенной лексической теме. Лексическая тема отражена в упражнениях по развитию
мелкой моторики, мимической мускулатуры, в работе по развитию дыхания и голоса и в
лексиго-грамматических упражнениях. Такой подход позволяет охватывать все стороны
речевого развития и боле четко организовывать взаимосвязь всех участников
коррекционного процесса. Применение игровых приемов способствует поддержанию
интереса детей на протяжении всего занятия.

2.4. Комплексно-тематическое планирование
Примерные планы занятий
Месяц

Неделя

Сентябрь

1.III

Звук,
буква
2. У

3.

4. А

5. IV

1. У-А

6.

2. И

Октябрь

7. I

8. П-Пь

9. II

10.К-Кь
11.

Ноябрь

12.III

13.Т-Ть

14.

15.К-Т

16.IV

1.Т-П-К

17.
3. I

2. О
4. У-О
5.

Лексико-грамматический строй речи.
Осень. Деревья осенью. Формирование номинативного
словаря по теме. Преобразование существительных
единственного числа в форму множественного числа
именительного падежа
Осень. Периоды осени. Осенние месяцы. Деревья
осенью. Обучение детей умению задавать вопросы и
отвечать на них полным ответом. Образование
прилагательных от существительных.
Грибы. Согласование имен существительных с
числительными.
Ягоды.
Образование
прилагательных
от
существительных.
Фрукты. Формирование грамматической категории имен
существительных в форме Р.п. множественного числа.
Фрукты. Формирование навыков словообразования.
Овощи. Расширение знаний детей об особенностях
различных овощей.
Труд взрослых на полях и огородах. Расширение
глагольного словаря, практическое усвоение формы
глаголов несовершенного вида, единственного числа
настоящего времени.
Перелетные
птицы.
Формирование
навыков
словообразования.
Особенности строения тела птиц. Образование
уменьшительно-ласкательной
формы
имен
существительных.
Наша
страна.
Упражнение
в
образовании
синонимических рядов
Наша страна. Уточнение и расширение словаря по теме.
Моя малая родина. Уточнение и расширение словаря по
теме.
Моя малая родина.
22

6. II

7. Х-Хь

8.

9. К-Х

III
10.

12.

11. Ы
13.
А,У,И,
Ы,О

М-Мь

14.IV
1.

15.V

16.Н-Нь

17.

18.М-Н

Декабрь

1.I
3.
5.II
7.
9.III

Январь

2. Б
4. Б-Бь
6. С
8. С-Сь
10. З

11.

12.З-Зь

13.IV

14.Сь-Зь

15.
17.V

16.С-З
В-Вь
Д
Д-Дь
Т-Д
Ть-Дь

2.II
3.
4.III
2.
3.IV

4.

Г-Гь

1.
Февраль

2. I

Г

3. Г-К
4.

Домашние животные и их детеныши. Закрепление и
расширение знаний по теме.
Домашние животные. Место обитания домашних
животных. Закрепление знаний по теме.
Дикие животные и их детеныши. Образование
существительных множественного числа и их
практическое употребление в речи.
Дикие животные. Практическое усвоение и закрепление
в речи детей имен существительных и притяжательных
прилагательных.
Животные жарких стран. Закрепление употребления
имен существительных мн.ч. в Р.п.
Животные жарких стран. Формирование
навыков
словообразования по теме.
Одежда, обувь, головные уборы. Дифференциация типов
одежды по сезонам
Одежда, обувь, головные уборы. Образование
относительных прилагательных.
Зима. Развитие семантического поля слова «снег».
Практическое закрепление в речи детей глаголов
прошедшего времени.
Зима. Зимние месяцы. Уточнение и расширение словаря
по теме.
Животные Севера. Уточнение и расширение словаря по
теме.
Животные Севера. Практическое закрепление в речи
детей имен существительных в различных падежах.
Мебель. Расширение знания значений предлогов и
употребление их в самостоятельной речи.
Мебель.
Закрепление
предложно-падежных
конструкций.
Посуда. Формирование словаря прилагательных.
Образование относительных прилагательных
Посуда. Развитие навыков словообразования.
Новый
год.
Закрепление
употребления
имен
существительных в Тв.п.
Друзья спорта.
Друзья спорта.
Человек. Расширение словаря по теме
Человек. Формирование навыка употребления в речи
возвратных глаголов.
Семья. Обучение составлению сложносочиненных
предложений. Расширение словаря антонимов.
Семья.
Словообразование
притяжательных
прилагательных.
Инструменты. Закрепление навыка употребления
существительных в Тв.п.
Инструменты. Формирование словаря глаголов.
23

5.II
7.
9.III
11.
IV
13.

15.
Март

1.I
3.
4. II
6.
8.III
10.
IV
12.

3.
Апрель

4.I
6.
8. II
10.
III
12.

14.
IV
16.

17.
Май

1. I
2.
3. II
4.
5. III

6. Э
8. Й
10. Е

Сагаалган.
Сагаалган.
День Защитников Отечества. Расширение словаря по
теме «Военные профессии»
12. Я
День
Защитников
Отечества.
Формирование
глагольного словаря по теме.
14. Ш
Транспорт. Образование и закрепление в речи глаголов
движения с приставками.
16.Ш-С
Транспорт. Закрепление употребления существительных
в форме Тв.п.
2. Ж
Мамин праздник. Развитие словаря прилагательных
Мамин праздник. Развитие навыков словообразования
Ж-Ш
5. Ж-З
Весна. Формирование и расширение семантического
поля слова «жук»
7.Ш-Ж-С- Весна. Формирование словаря по теме
З
9. Л
Книжкина неделя.
11. Ль
Книжкина неделя. Расширение глагольного словаря по
теме.
13. Ц
Комнатные растения. Формирование глагольного
словаря по теме.
14.Ц-С
Формирование и расширение семантического поля слова
«цветок»
5. Р
Искусство. Цирк. Театр. Упражнение в образовании
синонимических рядов
7. Рь
Искусство. Цирк. Театр. Уточнение и расширение
словаря по теме.
9. Р-Рь
Космос. Расширение словаря по теме.
11.Р-Л
Космос. Формирование навыков словообразования и
расширение словаря
13. Ч
Наш дом. Электроприборы. Упражнение в образовании
слов сложного состава
15.Ч-Ть
Наш дом. Электроприборы. Уточнение и расширение
словаря по теме.
18. Ф
Насекомые.
Закрепление
употребления
имен
существительных в Р.п.
Особенности строения тела насекомых. Расширение и
Ф-Фь
активизация словаря по теме.
День Победы. Расширение словаря по теме
Щ
День Победы. Формирование навыка употребления в
Щ-Ш
речи возвратных глаголов.
17.Щ-Ч
Морские,
речные
и
аквариумные
обитатели.
Образование притяжательных прилагательных.
18.Щ-Ть Морские, речные и аквариумные обитатели.
Образование отыменных прилагательных.
6. Щ-Ч- Школа. Школьные принадлежности. Согласование
Сь-Ть
притяжательных местоимений с существительными.
24

7.
8. IV

10.

9.Мягкие
и
твердые
согласн
ые
Глухие
и
звонкие
согласн
ые

Школа. Школьные принадлежности. Расширение
словаря по теме.
Лето. Упражнение в образовании и употреблении в речи
прилагательных сравнительной степени.

Лето. Формирование и расширение словаря по теме.

2.5. Особенности взаимодействия с семьями дошкольников с ТНР
Формирование базового доверия к миру, к людям, к себе - ключевая задача периода
развития ребенка в период дошкольного возраста. С возрастом число близких людей
увеличивается. В этих отношениях ребенок находит безопасность и признание, они
вдохновляют его исследовать мир и быть открытым для нового.
Процесс становления полноценной личности ребенка происходит под влиянием
различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Именно родители
(законные представители), семья в целом, вырабатывают у обучающихся комплекс
базовых социальных ценностей, ориентации, потребностей, интересов и привычек.
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями (законными представителями)
направлено на повышение педагогической культуры родителей (законных
представителей). Задача - активизировать роль родителей (законных представителей) в
воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание проблем
ребенка.
Основной целью работы с родителями (законными представителями) является
обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей (законных представителей) в
образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции
по отношению к собственному ребенку.
Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:
 Выработка у педагогических работников уважительного отношения к
традициям семейного воспитания обучающихся и признания приоритетности
родительского права в вопросах воспитания ребенка;
 Вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательнообразовательный процесс;
 Внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями
(законными представителями), активизация их участия в жизни детского
сада;
 Создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей
единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
 Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения
обучающихся.
25

Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной организации,
включает следующие направления:
Аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребенка
с ТНР и предпочтений родителей (законных представителей) для согласования
воспитательных воздействий на ребенка;
Коммуникативно-деятельностное - направлено на повышение педагогической
культуры родителей (законных представителей); вовлечение родителей (законных
представителей) в воспитательно-образовательный процесс; создание активной
развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и
детском коллективе;
Информационное - пропаганда и популяризация опыта деятельности Организации;
создание открытого информационного пространства (сайт Организации, форум, группы в
социальных сетях).
Планируемый результат работы с родителями (законными представителями):
 Организация преемственности в работе ДОУ и семьи по вопросам
коррекционной работы;
 Повышение уровня родительской компетентности;
 Гармонизацию семейных детско-родительских отношений.

Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь
Январь

Февраль

Перспективный план работы с родителями
Тема
Форма работы
- Знакомство с результатами диагностики и Родительское собрание
перспективами
дальнейшей Индивидуальные консультации
коррекционно-развивающей работы.
- Оформление информационного стенда для
родителей.
- Консультация «Буду говорить правильно Папка-передвижка
(автоматизация звуков)»
Индивидуальные консультации
- Ведение
индивидуальных
тетрадей
взаимодействия
с
родителями
(еженедельно)
- Информирование (ежемесячно)
- Консультация
«Обучение
грамоте Папка-передвижка
дошкольников»
Индивидуальные консультации
- Ведение
индивидуальных
тетрадей
взаимодействия с родителями
Ведение
индивидуальных
тетрадей Индивидуальные консультации
взаимодействия с родителями
- Анкетирование родителей с целью Анкетирование
выявления уровня удовлетворенности Индивидуальные консультации
результатами коррекционно-развивающей
работы.
- Ведение
индивидуальных
тетрадей
взаимодействия с родителями
- Информирование родителей о динамике Родительское
собрание,
развития речи детей
Индивидуальные консультации
26

Март
Апрель
Май

- Ведение
индивидуальных
тетрадей
взаимодействия с родителями
- Консультация: «Развитие связной речи».
- Ведение
индивидуальных
тетрадей
взаимодействия с родителями
- Ведение
индивидуальных
тетрадей
взаимодействия с родителями
- Индивидуальные маршруты на летние
месяцы (рекомендации, задания)
- Ведение
индивидуальных
тетрадей
взаимодействия с родителями

Папка-передвижка
Индивидуальные консультации
Индивидуальные консультации
Индивидуальные консультации

2.6. Организация воспитательного процесса
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного
идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное)
представление о человеке.
В основе процесса воспитания обучающихся лежат конституционные и
национальные ценности российского общества.
Цель программы воспитания – личностное развитие дошкольников с ТНР и
создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей
российского общества.
Воспитательная работа в логопедической группе находится во взаимосвязи с
коррекционными мероприятиями, которые организуются с детьми, имеющими речевые
отклонения.
Цель воспитательной работы: всестороннее и полноценное развитие детей
дошкольного возраста, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей и
потребностей.
Направления воспитательной работы учителя-логопеда:
 Усвоение детьми общепринятых норм и правил поведения.
 Формирование нравственных и эстетических качеств личности.
 Воспитание навыков по сохранению и укреплению собственного здоровья,
потребности в ЗОЖ.
 Формирование
устойчивых
коммуникативных
навыков
успешного
взаимодействия с окружающими.
 Организация эффективной предметно-пространственной развивающей среды,
способствующей общему развитию и становлению личности детей
дошкольного возраста, а также полноценному развитию речи.

27

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Специальными условиями получения образования детьми с тяжелыми нарушениями
речи можно считать:
 создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды,
учитывающей особенности обучающихся с ТНР;
 использование специальных дидактических пособий, технологий, методики
других средств обучения (в том числе инновационных и информационных),
разрабатываемых образовательной организацией;
 реализацию комплексного взаимодействия, творческого и профессионального
потенциала специалистов образовательных организаций при реализации АОП
ДО;
 проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с
учителем-логопедом (не реже 2-х раз в неделю) и педагогом-психологом; о
 обеспечение эффективного планирования и реализации в организации
образовательной деятельности, самостоятельной деятельности обучающихся
с ТНР, режимных моментов с использованием вариативных форм работы,
обусловленных учетом структуры дефекта обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи.
Такой системный подход к пониманию специальных условий образования,
обеспечивающих эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми,
имеющими тяжелые нарушения речи, позволит оптимально решить задачи их обучения и
воспитания в дошкольном возрасте.
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ТНР
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий,
обеспечивающих образование ребенка с ТНР в соответствии с его особыми
образовательными потребностями.
1.
Личностно-порождающее
взаимодействие
взрослых
с
детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку
с ТНР
предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и жизненных
навыков; учитываются обусловленные структурой нарушенного речеязыкового развития
особенности деятельности (в том числе речевой), средств ее реализации, ограниченный
объем личного опыта.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели
детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка с
ТНР, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ТНР, с
учетом необходимости развития вербальных и невербальных компонентов развития
ребенка с ТНР в разных видах игры.
28

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому,
социально-коммуникативному,
познавательному,
речевому,
художественноэстетическому развитию ребенка с ТНР и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и
продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть
деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской,
творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм
активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка с
ТНР.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

3.2. Особенности организации предметно-пространственной развивающей
образовательной среды
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда – часть
образовательной среды, представленная специально организованным пространством,
материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами и средствами
обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья,
предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции нарушений речевого
развития детей с ТНР.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда должна
обеспечивать реализацию адаптированной основной образовательной программы для
детей с ТНР и соответствовать требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим
требованиям.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда должна
обеспечивать и гарантировать:
 Охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального
благополучия детей с ТНР, проявление уважения к их человеческому достоинству,
чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки,
уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при
взаимодействии обучающихся друг с другом и в коллективной работе;
 Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и
прилегающих территорий, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития
обучающихся дошкольного возраста с ТНР, охраны и укрепления их здоровья,
возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их речевого развития;
 Создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации
непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических
работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и
профессиональных потребностей и мотивов;
 Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных
представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их
29

поддержки в деле образования и воспитания обучающихся, охране и укреплении их
здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
 Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
педагогических работников с детьми, ориентированного на уважение достоинства и
личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную
ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности
(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления
развития детей).
ППРОС Организации создается педагогическими работниками для развития
индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и
интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. Она
должна строиться на основе принципа соответствия анатомо-физиологическим
особенностям детей (соответствие росту, массе тела, размеру руки, дающей возможность
захвата предмета).
Для выполнения этой задачи ППРОС должна быть:
- содержательно-насыщенной и динамичной - включать средства обучения,
материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые
позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную
активность, в том числе развитие общей и тонкой моторики детей с ТНР; эмоциональное
благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
игрушки должны обладать динамичными свойствами - подвижность частей, возможность
собрать, разобрать, возможность комбинирования деталей; возможность самовыражения
деетй;
- трансформируемой - обеспечивать возможность изменений ППРОС в зависимости
от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и
возможностей детей;
- полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования
составляющих ППРОС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том
числе природных материалов) в разных видах детской активности;
- доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности. Все игровые материалы должны
подбираться с учетом особенностей ребенка с ТНР, с учетом уровня развития его
познавательных психических процессов, стимулировать познавательную и речевую
деятельность ребенка с ТНР, создавать необходимые условия для его самостоятельной, в
том числе, речевой активности;
- безопасной - все элементы ППРОС должны соответствовать требованиям по
обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарноэпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также
правила безопасного пользования Интернетом.
- эстетичной - все элементы ППРОС должны быть привлекательны, так, игрушки не
должны содержать ошибок в конструкции, способствовать формированию основ
эстетического вкуса ребенка; приобщать его к миру искусства.
30

3.3. Материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания
Мебель: столы, стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, шкафы,
стеллажи и полки для оборудования;
Зеркала:
настенное большое зеркало, индивидуальные маленькие и средние
зеркала по количеству детей;
Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы:
- альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры
слов;
- наборы наглядно-графической символики (по темам: звуки, схемы для звукослогового анализа и синтеза, схемы для составления предложений, рассказов,
словообразовательные схемы и т.п.);
- дидактические пособия по развитию словарного запаса: обобщающие понятия
(посуда, овощи-фрукты, дикие и домашние животные, транспорт, одежда, обувь и т.п.),
целый предмет и его части, части тела человека, и животных, слова-действия, признаки
предметов (качественные, относительные, притяжательные), слова – антонимы и т.п.
- дидактические пособия по развитию грамматического строя речи по темам:
согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными; глаголов
с местоимениями; простые и сложные предлоги; простые и сложные предложения;
однородные члены предложения, картинки и с изображением предметов, объектов,
обозначаемых родственными и однокоренными словами и т.д.
- дидактические пособия по развитию связной речи: картины, серии картин; игрушки
для составления рассказов-описаний, сборники сказок, рассказов для составления
пересказов, различные детские хрестоматии; загадки, потешки, поговорки, скороговорки
(в зависимости от возраста и уровня речевого развития детей) и т.п.
- дидактические пособия по развитию оптико-пространственных ориентировок:
листы бумаги, плоскостные и объемные геометрические формы, лабиринты и т.п.
- дидактические пособия по развитию моторно-графических навыков: наборы для
развития чувствительности и подвижности рук, конструкторы, ручки, карандаши и т.п.
- дидактические пособия по обучению элементам грамоты, разрезная азбука букв,
схемы слов, контурные, силуэтные, объемные и др. изображения букв, изображения букв
со смешанными или отсутствующими графическими элементами, рабочие тетради.
Пособия для обследования и развития слуховых функций
Звучащие игрушки, музыкальные инструменты (бубен, металлофон, барабан,
гармошка, колокольчики и т.д.) предметные картинки, обозначающие низко и высоко
частотные слова (школа, чайник, щетка, шапка пирамида, лампа, ракета, лодка),
сюжетные картинки.
Пособия для обследования и развития интеллекта
Пирамидки разной величины, набор матрешек разного размера, счетные палочки,
разрезные картинки (на 2,3,4 части), наборы картинок по тематическим циклам (для
выделения 4-ой лишней), наборы парных картинок для сравнения (аппликация и цветок в
вазе, кукла и девочка, лев в клетке мягкая игрушка льва, самолет и птица, Снегурочка и
31

елочная игрушка), серии сюжетных картинок, альбом с заданиями на определение уровня
логического мышления.
Пособия для обследования и развития фонематических процессов,
формирования навыков языкового анализа и синтеза, обучения грамоте.
Разрезная азбука.
Символы звуков, схемы для анализа и синтеза слогов, слов.
Символы для составления картинно-графической схемы предложений.
Символы простых и сложных предлогов.
Наборы букв, наборы элементов букв, которые можно раскрасить, вырезать по
контуру, заштриховать, слепить из теста, пластилина, сделать из картона, бархатной
бумаги.
Карточки с перевернутыми буквами, схемами слов разной сложности.
Дидактические игры в соответствии с разделами коррекционно-развивающей работы
с детьми с ТНР.

3.4. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию
образовательной деятельности.
Коррекционная программа построена с учетом использования в образовательном
процессе следующих программ и технологий:
«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида
для детей с нарушениями речи» Т. Б. Филичевой,Г. В. Чиркиной.
Программы
и 1. Альбом для логопеда/ Иншакова О.Б. 2-е изд. испр. и дополн.
технологии,
М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005 - 279 с.
обеспечивающие 2. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми
выявление
нарушениями. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 77с.
особых
3. Волкова
Г.А.Методика
психолого-логопедического
образовательных обследования детей с нарушениями речи. – СПб.: «ДЕТСТВОпотребностей
ПРЕСС», 2008. – 144 с.
детей с ОВЗ
Программы
и 1. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий
технологии,
1, 2, 3 периода обучения вподготовительной к школелогогруппе
обеспечивающие О.С. Гомзяк. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 128 с. —
формирование
(Учебно-методический комплект «Комплексный подход к
лексикопреодолению ОНР у дошкольников»).
грамматических 2. Гомзяк О.С. Говрим правильно в 6-7 лет. Альбом 1,2
средств языка и упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к
развитию
школелогогруппы. – М.: Издательство ГНОМ, 2020. – 32 с.
связной речи
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция
нарушений речи. Программы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями
речи. – М.: Просвещение, 2014. – 207 с.
Программы,
1. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. –
технологии,
М.: «Издательство Гном и Д», 2003. – 40с.
32

методические и
дидактические
пособия,
обеспечивающие
осуществление
индивидуальноориентированной
коррекционной
помощи детям с
ОВЗ

СОГЛАСОВАНО:

2. Альбомы по автоматизации звуков В.В. Коноваленко, С.В.
Коноваленко;
3. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи
дошкольников: пособие для родителей и педагогов \ А.Е.Белая,
В.И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: ПРофиздат, 2006
4. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры
слова у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. - 56
5. Игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото»,
«Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т.д.
6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная,
пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. –
М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. – 16с.
7. Комарова, Л.А.Автоматизация звука Ж в игровых
упражнениях. Альбом дошкольника— М.: Издательство ГНОМ и
Д, 2009. — 32 с.
8. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых
упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. — М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 32 с.
9. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Л в игровых
упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. — М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 32 с.
10. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Рь в игровых
упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. — М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 32 с.

УТВЕРЖДАЮ:
33

Ст. воспитатель МАДОУ № 59
_______________ Т.М.Попова
«____» ______________2023 г.

Заведующая МАДОУ № 59
___________Е.А.Терещенко
«___»_____________2023 г.

ГРАФИК РАБОТЫ
учителя-логопеда МАДОУ Детский сад № 59«Золотой ключик»
Шушурихиной О.С.
Понедельник 08.00 - 12.00
8.00 – 8.15
Консультации для родителей
8.15 – 9.25
Индивидуальная работа
9.25 – 9.30
Подготовка к занятию
9.30 – 9.55
Фронтальное занятие
9.55 – 11.30
Индивидуальная работа
11.30 – 12.00
Работа с документацией
Вторник 08.00 - 12.00
8.00 – 8.15
Консультации для родителей
8.15 – 11.30
Индивидуальная работа
11.30 – 12.00
Работа с документацией
Среда 08.00 - 12.00
8.00 – 8.15
Консультации для родителей
8.15 – 9.25
Индивидуальная работа
9.25 – 9.30
Подготовка к занятию
9.30 – 9.55
Фронтальное занятие
9.55 – 11.30
Индивидуальная работа
11.30 – 12.00
Работа с документацией
Четверг 14.00 - 18.00
14.00 – 14.30
Организационно-методическая работа
14.30 - 15.00
Консультации для воспитателей
15.00 – 17.30
Индивидуальная работа
17.30 – 18.00
Консультации для родителей
Пятница 08.00 - 12.00
8.00 – 8.15
Консультации для родителей
8.15 – 9.25
Индивидуальная работа
9.25 – 9.30
Подготовка к занятию
9.30 – 9.55
Фронтальное занятие
9.55 – 11.30
Индивидуальная работа
11.30 – 12.00
Работа с документацией

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».