рабочая программа логопеда 8 группа

Комитет по образованию г.Улан-Удэ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №59 «Золотой ключик»
РАССМОТРЕНО:
на педагогическом совете
Протокол № ___________
От «__»_________ 2022 г.

СОГЛАСОВАНО:
Ст. воспитатель МАДОУ № 59
_______________ Т.М.Попова
«____» ______________2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МАДОУ № 59
___________Е.А.Терещенко
«___»_____________2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающей работы
в подготовительной к школе логопедической группе
№8 «Подснежник»
для детей с тяжелыми нарушениями речи

Составитель:
Учитель-логопед
I квалификационной категории
Шуневич Ю.В.

г.Улан-Удэ
2022 г.

1

Содержание
Раздел I
1.1 Название программы, нормативно - правовая база
1.2. Цели и задачи реализации программы
1.3. Принципы формирования программы
Раздел 2
2.1. возрастные особенности детей логопедической группы
Раздел 3
3.1. Индивидуальные особенности детей
Раздел 4
4.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с
направлениями речевого развития ребенка
4.2 Содержание и организация образовательной коррекционнологопедической деятельности
4.3. Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей
Раздел 5
5.1. Входной мониторинг
5.2. Планируемые результаты коррекционной работы
Раздел 6
6.1. Основные направления работы учителя-логопеда в 2022-2023 учебном
году
Раздел 7
7.1. Комплексно-тематическое планирование
Раздел 8
8.1. Индивидуальные маршруты развития детей
Раздел 9
9.1. План взаимодействия с семьями
Раздел 10
10.1 Перечень пособий

2

Раздел 1
1.1.Название программы, нормативно - правовая база
Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей 6 -7 лет с тяжелыми
нарушениями речи, посещающих подготовительную к школе логопедическую группу
МАДОУ детского сада № 59 «Золотой ключик» г. Улан-Удэ.
Рабочая
программа
коррекционной
образовательной
деятельности
в
подготовительной логопедической группе является основным необходимым документом
для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушение речи.
Программа составлена в соответствии с:
 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
 Конвенцией ООН о правах ребенка;
 Декларацией прав ребенка;
 Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования;
 Требованиями СанПиН от 15.05.13. № 26 к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях;
 «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушениями речи» Т. Б. Филичевой,Г. В. Чиркиной;
 Образовательной Программы дошкольного учреждения детского сада № 59
«Золотой ключик» г. Улан-Удэ;
 Положения о логопедических группах ДОУ
Рабочая программа является компонентом ДОУ в реализации образовательной
программы ДОУ и представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую
формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического
развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, его социализацию в
коллективе сверстников.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер, рассчитана на
один учебный год.

1.2. Цели и задачи реализации программы
Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционноразвивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим
недоразвитием речи) в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию
действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников.
Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и
общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического
воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и
обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми
самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными
навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует
3

готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью
системы образования.
Главная
задача
рабочей
программы
заключается
в
реализации
общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного
выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями
речи.

1.3.Принципы формирования программы
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
 Принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и
психического развития детей с нарушениями речи;
 Онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской
речи в норме;
 Принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка;
 Принцип
признания
каждого
ребенка
полноправным
участником
образовательного процесса;
 Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересов каждого ребенка;
 Принцип интеграции усилий специалистов;
 Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным
особенностям детей;
 Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
 Принцип постепенности подачи учебного материала;
 Принцип концентрического наращивания информации в каждой из
последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая
деятельность. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей
программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими
игровыми упражнениями.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных
программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий
специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и
речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого
ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает
совместную работу учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей и
родителей дошкольников.
В программе взаимодействие специалистов и родителей отражено в блоке
«Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей», «Взаимодействие учителя логопеда с родителями».
4

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учительлогопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную
деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является
приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического
развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки,
сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством
учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в
исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

5

Раздел 2
2.1. Возрастные особенности детей логопедической группы
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. От того, насколько
полноценным является речевое общение ребёнка, насколько достаточна его речевая
практика, каково речевое окружение, условия воспитания, зависит и развитие речи
маленького человека.
Дети седьмого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например:
«транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет...), водный
(катер, паром,..), наземный (автобус, поезд,..), подземный (метро).
Имеют представление:
- о сезонных изменениях в природе;
- о выращивании овощей и фруктов;
- о лесных ягодах и грибах;
- о хищных и травоядных, домашних и диких животных;
- о насекомых и птицах, рыбах.
Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади…) и времени (вчера, сегодня,
ночью и т.п.).
Знают:
- названия месяцев, дней недели, части суток;
- название своей страны и столицы государства;
- географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;
- правила дорожного движения для пешеходов.
Грамматический строй речи
Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под...);
- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;
- правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек,
пять яблок, груш, конфет);
- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и
падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);
- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин...);
- правильно по смыслу применяет все части речи.
Связная речь
На седьмом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать
сказку или рассказ из 20-30 предложений. То есть владеют одной из самых сложных
речевых форм – монологической. В диалогической речи дети, разговаривая с
собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К 7 годам дети владеют
развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно
оформленной.
Фонематический слух.
Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками
звукового анализа и синтеза, то есть выделять звук, или складывать звуки в слова, что
является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период.
Просодика (темпо-ритмическая, интонационная сторона речи)

6

Темп речи детей в повседневном общении остаётся умеренным. Надо заметить, что
в состоянии волнения, возбуждения, ребёнок может говорить быстро, взахлёб, громче, чем
обычно. Взрослым не следует торопить ребенка, нужно дать ему спокойно высказать
свою мысль. Дети седьмого года жизни четко улавливают оттенки настроения взрослых.
Ребенок различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации,
может передавать голосом оттенки чувств и эмоций. По тону вашего голоса, по интонации
может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать
напряжение, радость, огорчение.
Звукопроизношение
Шестилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и
звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они касаются
наиболее трудных, мало употребительных слов. Бурное речевое развитие детей в этом
возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого
неба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К семи годам дети
овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков
может проходить неравномерно или неверно. От того, как вы будете разговаривать с
ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена
будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи
(в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы
заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как правильно оформленная, красивая,
чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления.

7

Раздел 3

3.1. Индивидуальные особенности детей группы.
Количественный состав группы
Возрастная группа
Подготовительная к
школе группа

Количество детей
16

Из них мальчики
12

Таблица 1
Из них девочки
4

6- 7 лет

Распределение детей по логопедическим диагнозам (начало года)
Таблица 2
Количество детей
ОНР-1
ОНР-2
ОНР-3 ОНР-4
ФФНР
всего
16
10
6
Группу посещают дети седьмого года жизни с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи III, IV уровней речевого развития и с фонетикофонематическим недоразвитием речи.).
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой
деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено
формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой
сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от
полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексикограмматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.). В настоящее
время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех
компонентов языковой системы у детей с ОНР (Филичева Т. Б.).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой
фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического
недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных
конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться
неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки
словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с
уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности
при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются
множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги,
допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными.
8

Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть
нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или
смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой
структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но
искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается
недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется
незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается
недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны
своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности
ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения.
Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах.
Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности».
Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими
ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных,
уменьшительноласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании
сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании
высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает
своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют
сложные предложения с разными придаточными. Дети с ОНР имеют (по сравнению с
возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических
функций, психической активности.
При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и
особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем
родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура
дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи,
нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим
признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексикограмматическими нарушениями. Лексический запас и грамматический строй речи при
ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться
ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

9

Раздел 4
4.1 Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с
направлениями речевого развития ребенка
Целью работы в подготовительной к школе группе является комплексная
подготовка детей к последующему обучению в школе. В связи с этим логопедическая
работа направлена на решение задач, связанных с дальнейшим развитием и
совершенствованием фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи,
а также подготовкой детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. При
этом логопеду необходимо обладать четкими представлениям о:
• сохранных компонентах языка ребенка, которые послужат базой для
дальнейшего совершенствования его речевого развития;
• степени и характере остаточных проявлений недоразвития речи ребенка;
• особенностях психического и моторного развития ребенка, важных для
полноценного преодоления недоразвития речи.
В процессе логопедической работы особое внимание уделяется развитию у детей:
• способности к сосредоточению
• умения войти в общий ритм и темп работы и удерживанию его в течение занятия;
• умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и
совместных усилий;
• умения реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до
предполагаемого результата.
Процесс усвоения языковых средств в условиях коррекционного воздействия
ориентирован на осмысление детьми учебного материала, закрепление полученных
знаний и умений в процессе тренировочных упражнений и упрочение соответствующих
навыков в актах речевой коммуникации.
Направления коррекционно-развивающей работы:
I. Смысловая сторона речи
1. Развитие словаря
• Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и
обобщения знаний об окружающем.
• Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и
увеличительными
суффиксами,
существительными
суффиксами
единичности; существительными, образованными от глаголов.
• Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми
словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
• Расширять представления о переносном значении и многозначности слов.
Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.
• Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными
суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными;
прилагательными, обозначающими моральные качества людей.
• Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами,
глаголами с оттенками значений.

10

•

Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными
сложными предлогами.
• Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных
форм, наречий, причастий.
• Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи
• Совершенствовать
умение
употреблять
имена
существительные
единственного и множественного числа в именительном падеже и в
косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в
конструкциях с предлогами.
• Совершенствовать умение образовывать и использовать имена
существительные и имена прилагательные с уменьшительными
суффиксами.
• Формировать умение образовывать и использовать имена существительные
с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
• Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с
существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные
определения к существительным.
• Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи
сравнительную степень имен прилагательных.
• Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы,
глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего
простого и будущего сложного времени.
• Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам,
по демонстрации действия, по картине; распространения простых
предложений однородными членами.
• Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных
предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с
придаточными времени, следствия, причины.
• Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных
предложений без предлогов.
• Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и
навыки составления графических схем таких предложений.
• Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были
ознакомлены в предыдущей группе.
3. Развитие связной речи и речевого общения
• Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях,
впечатлениях.
• Стимулировать развитие и формирование не только познавательного
интереса, но и познавательного общения.
• Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы,
отвечать на них полно или кратко.

11

•

Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о
предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному
плану.
• Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших
рассказов.
• Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени
действия или лица рассказчика.
• Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по
картине, в том числе с описанием событий, предшествующих
изображенному или последующих за изображенным событием.
II. Звуковая сторона речи:
1. Развитие просодической стороны речи
• Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию
правильной голосоподачи и плавности речи. Учить соблюдать голосовой
режим, не допускать форсирования голоса, крика.
• Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче,
умеренно громко, тихо, шепотом.
• Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять
высоту тона в играх.
• Учить говорить в спокойном темпе.
• Продолжать
работу
над
четкостью
дикции,
интонационной
выразительностью речи.
2. Коррекция произносительной стороны речи
• Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата.
• Уточнить произношение звуков [j], [ц], [ч], [щ] в слогах, словах,
предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой
деятельности.
• Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в
свободной речевой деятельности.
3.
Работа над слоговой структурой слова
• Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и
закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения.
• Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и
конце слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями
согласных (планка) и введением их в предложения.
• Работать над трех-, четырех-, и пятисложными словами со сложной
звукослоговой структурой (градусник, перекресток, температура) и
введением их в предложения.
• Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного,
двух, трех слогов.
4. Совершенствование фонематических представлений, развития навыков
звукового анализа и синтеза.

12

•

Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных
признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе
слов на заданные гласные и согласные звуки.
• Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости
согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по
акустическим признакам и по месту образования.
• Познакомить с новыми звуками
[ц], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’].
Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с
этими звуками.
• Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти
звуков.
III . Обучение элементам грамоты.
• Познакомить с буквами Е, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
• Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.
• Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики;
«печатания»; лепки их из пластилина.
• Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и
неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.
• Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений,
небольших текстов.
• Закрепить знание уже известных детям правил правописания. Познакомить
детей с некоторыми правилами правописания (написание ча-ща с буквой А,
чу—щу с буквой У).
• Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.
IV. Развитие высших психических функций.
• Продолжать развивать все виды восприятия, учить воспринимать и
учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми
органами чувств.
• Совершенствовать, характер и содержание способов обследования
предметов, способность обобщать.
• Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого
воображения, исключать стереотипность мышления.
V. Развитие общей и мелкой моторики.
Реализация содержания образовательной области осуществляется через
регламентируемые (занятия) и не регламентируемые виды деятельности (режимные
моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, блок дополнительного образования,
экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).
Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые
(диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в
содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные
маршруты коррекции.

13

4.2 Содержание и организация образовательной коррекционнологопедической деятельности
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных
Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции работы
специалистов.
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию
образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.
Содержание подгрупповых занятий отражено в календарно-тематическом планировании.
При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический
принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы
определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых
возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками,
яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и
воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря,
формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного
высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание
условий для практического применения формируемых знаний.
Отражая специфику работы в группе компенсирующей направленности для детей с
нарушением речи и учитывая основную ее направленность, задачи речевого развития
включены во все разделы.
Учебный год в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на
три периода:
I период работы - сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период работы - декабрь, январь, февраль;
III период работы- март, апрель, май.
Первые две недели сентября отводятся всеми специалистами для углубленной
диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной
деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми
специалистами группы плана работы на первый период работы.
За основу логопедического обследования взята методика О. Б. Иншаковой, задачами
которой является выявление особенностей речевого развития детей с ограниченными
возможностями здоровья, состояния компонентов речевой системы, соотношения развития
различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их
активизацией.
Логопедическое обследование проводится в начале коррекционно - воспитательного
воздействия на ребёнка с ТНР. Все полученные в ходе обследования данные, позволяют
составить отчётливое представление о форме речевого нарушения, степени выраженности
его первичных и вторичных симптомов.
После проведенной диагностики специалисты, работающие в логопедической группе,
на психолого-медико-педагогическом совещании при заведующей ДОУ обсуждают
результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных

14

результатов утверждают план работы группы и индивидуальные маршруты развития детей.
(Раздел VIII)
С 15 сентября начинается организованная образовательная деятельность с детьми в
соответствии с утвержденным планом работы.
В январе – каникулы 2 недели.
В подготовительной к школе группе проводится в неделю 3 фронтальных
логопедических занятия (вторник, среда и четверг) продолжительностью 25-30 минут,
остальное время в циклограмме работы учителя-логопеда занимает индивидуальная работа с
детьми. Ежедневно учитель-логопед проводит индивидуальные коррекционно-развивающие
занятия с детьми, консультирование педагогов ДОУ и родителей.
Каждый ребёнок не менее 2 раз в неделю занимается индивидуально. На
индивидуальных занятиях проводится работа по:
1)
активизации и выработке дифференцированных движений органов
артикуляционного аппарата;
2) подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
3) постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному
этапу автоматизации на уровне слогов, слов.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью
выраженности речевого нарушения и индивидуальными психофизическими особенностями
детей.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью
выраженности речевого нарушения и индивидуальными психофизическими особенностями
детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 минут не менее 2 раз в неделю.
Индивидуальная работа с детьми направлена на формирование правильной, сильной,
плавной воздушной струи, артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку,
автоматизацию, дифференциацию, на развитие фонематического слуха и восприятия,
уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий.
Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения
определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого.
Этапы индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению:
I. Подготовительный этап.
Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой
коррекционной работе, а именно:
-вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и
специальных упражнениях;
- формирование и развитие артикуляционной моторик до уровня минимальной
достаточности для постановки звуков.
II. Формирование произносительных умений и навыков.
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения;
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и
акустически;
15

- формирование практических умений и навыков пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). Постановка звуков.
Последовательность:
- свистящие С, 3, Ц, С’, 3';
- сонор Л';
- шипящие Щ, Ч, Ш, Ж;
- соноры Л, Р, Р'.
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:
- С, С', 3, 3' Ш, Ж, Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и
в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
- Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением
согласных;
-Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно
вырабатывать вибрацию.
3). Автоматизация каждого исправленного звука в словах: проводится по следам
автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением
каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для
проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами
объединяются в подгруппы.
Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в
подгруппах.
4). Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении
слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы,
подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.
5). Дифференциация звуков: С – З, С – Ц, С – Ш; Ж – З, Ж – Ш; Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш; Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и
синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых ребенком
звуков на основе лексико-грамматических упражнений, заданий для просодической стороны
речи, при обучении рассказыванию.
V. Развитие (совершенствование) психологической базы речи ребёнка на
отработанном в правильном произношении лексическом материале.
VI. Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях,
режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
Вечерние приемы родителей по четвергам логопед назначает по мере необходимости,
но не чаще, чем два раза в месяц.
В
середине
каждого
коррекционно-развивающего
занятия
проводится
физкультминутка. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями - не менее 10
минут. В середине фронтального и интегрированного занятия учитель-логопед проводит
релаксационную паузу.

16

В июне коррекционно-развивающие занятия не проводятся. Предпочтение отдается
спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на
свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок, на которых
учитель-логопед организует индивидуальные занятия с детьми.
В связи с тем, что в логопедической группе проводится индивидуальная работа
логопеда с детьми во время утренней прогулки, необходимо восполнить время прогулки,
потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более
ранний выход детей (на 10—15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми
группами.

Расписание работы учителя-логопеда представлено в Приложении
4.3. Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей
Важное значение в реализации основных направлений содержательной работы с
детьми с ОВЗ является осуществление взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение
единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой
взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности
образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного
маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации
детей.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это
совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по веем
направлениям, обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей
работы, оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении,
взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности, а также
еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя
являются.
1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
Формирование правильного произношения.
2. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
3. Развитие навыка связной речи.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:
- логопедические пятиминутки;
- подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
-индивидуальная работа;
-рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного
материала.
Планируя индивидуальную работу воспитателей, логопед рекомендует им занятия с 34 детьми в день по автоматизации, дифференциации звуков, а также по тем разделам
программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения.
17

Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко
определены и разграничены.
Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и воспитателя.
Таблица 3
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом
Задачи, стоящие перед воспитателем
1. Создание условий для проявления речевой 1. Создание обстановки эмоционального
активности
и
подражательности, благополучия детей в группе
преодоления речевого негативизма
2. Обследование речи детей, психических 2. Обследование общего развития детей,
процессов, связанных с речью, двигательных состояния их знаний и навыков по
навыков
программе предшествующей возрастной
группы
3. Заполнение речевой карты, изучение 3.
Изучение
результатов
с
целью
результатов обследования и определение перспективного планирования работы
уровня речевого развития ребенка
4.Обсуждение результатов обследования.
5. Развитие слухового внимания детей и 5. Воспитание общего и речевого поведения
сознательного восприятия речи
детей, включая работу по развитию
слухового внимания
6.
Развитие
зрительной,
слуховой, 6. Расширение кругозора детей
вербальной памяти
7. Обучение детей процессам анализа, 7. Развитие представлений детей о времени и
синтеза, сравнения предметов по их пространстве, форме, величине и цвете
составным частям, признакам, действиям
предметов (сенсорное воспитание детей)
8. Развитие подвижности речевого аппарата, 8.
Развитие
общей,
мелкой
и
речевого дыхания и на этой основе работа по артикуляционной моторики детей
коррекции звукопроизношения
9. Развитие фонематического восприятия 9. Выполнение заданий и рекомендаций
детей
логопеда
10. Обучение детей процессам звуко- 10.
Закрепление
речевых
навыков,
слогового анализа и синтеза слов, анализа усвоенных детьми на логопедических
предложений
занятиях
11. Развитие восприятия ритмико-слоговой 11. Развитие памяти детей путем заучивания
структуры слова
речевого материала разного вида
12. Формирование предложений разных 12. Контроль за речью детей по
типов в речи
детей
по моделям, рекомендации
логопеда,
тактичное
демонстрации действий, вопросам, по исправление ошибок
картине и по ситуации
13. Подготовка к овладению, а затем и 13. Развитие диалогической речи детей через
овладение диалогической формой общения
использование
подвижных,
речевых,
настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и
игр-драматизаций,
театрализованной
деятельности
детей,
поручений
в
18

соответствии с уровнем развития детей
14.
Развитие
умения
объединять 14. Формирование навыка составления
предложения в короткий рассказ, составлять короткого рассказа, пересказа.
рассказы-описания, рассказы по картинкам,
сериям картинок, пересказы на основе
материала
занятий
воспитателя
для
закрепления его работы

19

Раздел 5
5.1. Входной мониторинг

5.2. Планируемые результаты коррекционной работы
Главной идеей рабочей программы является реализация образовательных задач
дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и
психического развития детей с нарушениями речи.
Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде
целевых ориентиров. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде
педагогической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего
образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной
Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.
В данной рабочей программе обозначены целевые ориентиры для детей
подготовительной к школе логопедической группы. К целевым ориентирам дошкольного
образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой
ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений
ребенка:
• Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения,
знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по
серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы
элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование
предпосылок грамотности.
• Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает
начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
• Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в
различных видах деятельности.
• Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен
выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
• Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка
сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к
различным видам деятельности.
• Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и
сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать
конфликты.
• Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах
деятельности.
• Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым
усилиям.

20

•

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять
ими.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и
начального общего образования.
Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным
планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым ребенком
уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение
возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и
обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

21

Раздел 6
6.1. Основные направления работы учителя-логопеда в 2022-2023 учебном году
Диагностическая работа
№
п/п
1.

2.

Таблица 4
Сроки

Содержание работы
Психолого-педагогическое обследование детей.
Определение особенностей речевого, психомоторного, общего
развития детей.
Профилактическая работа. Выявление детей с нарушениями
речи через обследование в ДОУ. Направление детей к неврологу,
психиатру, ортодонту, отоларингологу для консультаций.

Сентябрь, май

По мере
необходимости

Коррекционно-развивающая работа с детьми
Таблица 5
№
Содержание работы
Сроки
п/п
1.
Проведение
фронтальной В течение
непосредственной
образовательной учебного
деятельности
«Развитие
фонетико- года
фонематических
и
лексикограмматических навыков»
2.

3.

Проведение
фронтальной
непосредственной
образовательной
деятельности
«Совершенствование
навыков звукового анализа и обучение
грамоте»
Индивидуально-подгрупповая
коррекционно-развивающая работа.

Выход
Календарно-тематическое
планирование занятий по
развитию
фонетикофонематических и лексикограмматических навыков

В течение Календарное планирование
учебного по
совершенствованию
года
навыков звукового анализа и
обучению грамоте
В течение Ежедневное планирование
учебного индивидуальной,
года
подгрупповой коррекционноразвивающей работы

22

Организационно-методическая работа
Таблица 6
№
п/п
1.

2.

3.
4.

5.

6.

Содержание работы

Сроки

Комплектование групп, утверждение
До 3
списков групп компенсирующей
сентября
направленности.
Составление
и
утверждение
у
До 15
заведующего ДОУ циклограммы рабочего сентября
времени учителя-логопеда, регламента
фронтальной
и
индивидуальноподгрупповой логопедической НОД на год
Составление рабочей программы, годового
До 15
плана работы учителя-логопеда
сентября
Составление
перспективного
и
До 15
календарного плана работы на учебный сентября
год
Планирование
логопедической В течение
фронтальной,
подгрупповой,
года
индивидуальной НОД
Ведение индивидуальных тетрадей детей.
В течение
года

Выход
Списки групп.

Циклограмма, регламент

Рабочая
программа,
Годовой план работы
Перспективный
и
календарный план работы
Ежедневные
планы
работы, конспекты НОД
Индивидуальные тетради

23

Раздел 7
7.1. Комплексно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий по развитию
фонетико-фонематических и лексико- грамматических навыков в подготовительной
группе№8 «Подснежник»на 2022- 2023 учебный год
Темой каждого занятия является звук и буква, но кроме этого оно подчинено
определенной лексической теме. Лексическая тема отражена в упражнениях по развитию
мелкой моторики, мимической мускулатуры, в работе по развитию дыхания и голоса и в
лексико-грамматических упражнениях. Такой подход позволяет охватывать все стороны
речевого развития и боле четко организовывать взаимосвязь всех участников
коррекционного процесса. Применение игровых приемов способствует поддержанию
интереса детей на протяжении всего занятия.
Примерные планы занятий
Таблица 7
Месяц

Неделя

Сентябрь

1.III
3.

2. У
4. А

5. IV

6. У-А

7.

8. И

Октябрь

Звук,
буква

9. I

10.П-Пь

11.

12.К-Кь

13.II

14.Т-Ть

15.

К-Т

16.III
18.
19.IV

17.
П-Т-К
О

20.Х-Хь

Лексико-грамматический строй речи.

Осень. Формирование номинативного словаря по теме
Осень. Периоды осени. Осенние месяцы. Обучение детей
умению задавать вопросы и отвечать на них полным
ответом
Деревья осенью. Преобразование существительных
единственного числа в форму множественного числа
именительного падежа
Деревья осенью. Образование прилагательных от
существительных.
Овощи. Расширение знаний детей об особенностях
различных овощей.
Труд взрослых на полях и огородах. Расширение
глагольного словаря, практическое усвоение формы
глаголов несовершенного вида, единственного числа
настоящего времени.
Фрукты. Формирование грамматической категории имен
существительных в форме Р.п. множественного числа.
Фрукты. Формирование навыков словообразования.
Насекомые.
Закрепление
употребления
имен
существительных в Р.п.
Особенности строения тела насекомых. Расширение и
активизация словаря по теме.
Перелетные
птицы.
словообразования.

Формирование

навыков

24

21.

22.К-Х

1.I

2. Ы

Ноябрь

4.А, У, И,

3.
5. II

Ы, О
6.М-Мь

7.

8. Н-Нь

9. III

10.Н-М

11.

Декабрь

13.IV

14.Б-Бь

15.

16.П-Б

1.I

2. С

3.

4. Сь

5. II
7.

6. С-Сь
8. З

9.III

Январь

12. Б

10. Зь

11.
13.IV

12.З-Зь
14.Сь-Зь

15.
17.V

16.С-З

2. III
1.
3. IV
5.

В-Вь

Особенности
строения тела птиц.
Образование
уменьшительно-ласкательной
формы
имен
существительных.
Грибы.
Согласование имен
существительных с
числительными.
Ягоды.
Образование
прилагательных
от
существительных.
Домашние животные и их детеныши. Закрепление и
расширение знаний по теме.
Домашние животные. Место обитания домашних
животных. Закрепление знаний по теме.
Дикие животные
и
их
детеныши.
Образование
существительных
множественного
числа
и
их
практическое употребление в речи.
Дикие животные. Практическое усвоение и закрепление в
речи детей имен существительных и притяжательных
прилагательных.
Осенняя
одежда,
обувь,
головные
уборы.
Дифференциация типов одежды по сезонам
Осенняя одежда, обувь, головные уборы. Образование
относительных прилагательных.
Зима. Развитие семантического поля слова «снег».
Практическое закрепление в речи детей глаголов
прошедшего времени.
Зима. Зимние месяцы. Уточнение и расширение словаря
по теме.
Зима. Расширение предикативного словаря.
Дикие животные зимой. Практическое закрепление в речи
детей имен существительных в различных падежах.
Мебель. Расширение знания значений предлогов и
употребление их в самостоятельной речи.
Мебель. Закрепление предложно-падежных конструкций.
Посуда.
Формирование
словаря
прилагательных.
Образование относительных прилагательных
Посуда. Развитие навыков словообразования.
Новый
год.
Закрепление
употребления
имен
существительных в Тв.п.

Д-Дь

Животные жарких стран. Закрепление употребления имен
существительных мн.ч. в Р.п.

2. Т-Д

Животные жарких стран. Формирование
навыков
словообразования по теме.
Семья. Обучение составлению сложносочиненных
предложений. Расширение словаря антонимов.
Семья.
Словообразование
притяжательных
прилагательных.

4. Ть-Дь
Г

25

Февраль

1. I

2. Г-Гь

3.
5.II

4. Г-К
6. Э

7.

8. Й

9.III

10. Е

11.

12. Я

IV
13.

14. Ш

15.
Март

1.I

4. II
6.

5. Ж-З
Весна. Развитие словаря прилагательных
7.Ш-Ж-С- Весна. Формирование словаря по теме

8.III

З
9. Л

10.

11. Ль

12.IV

13.Л-Ль

14.

Май

2. Ж
Ж-Ш

3.

Апрель

16.Ш-С

15. Ц

1. I

2. Ц-С

3.
5.II
7.

4. Ю
6. Р
8. Рь

9. III

10.Р-Рь

11.
IV
13.

12.Р-Л
14. Ч

15.

16.Ч-Ть

I

Инструменты.
Закрепление
навыка
употребления
существительных в Тв.п.
Инструменты. Формирование словаря глаголов.
Морские, речные и аквариумные обитатели. Образование
притяжательных прилагательных.
Морские, речные и аквариумные обитатели. Образование
отыменных прилагательных.
День Защитников Отечества. Расширение словаря по теме
«Военные профессии»
Комнатные растения. Формирование глагольного словаря
по теме.
Транспорт. Образование и закрепление в речи глаголов
движения с приставками.
Транспорт. Закрепление употребления существительных в
форме Тв.п.
Весна. Формирование и расширение семантического поля
слова «жук»
Мамин праздник. Развитие навыков словообразования

Ф-Фь
Ф-В

Перелетные птицы весной. Формирование и расширение
семантического поля слова «ласточка»
Перелетные птицы весной. Расширение глагольного
словаря по теме.
Растения и животные весной. Уточнение и расширение
словаря по теме.
Формирование и расширение семантического поля слова
«цветок»
Наша страна. Упражнение в образовании синонимических
рядов
Наша страна. Уточнение и расширение словаря по теме.
Профессии. Расширение словаря по теме.
Профессии. Формирование навыков словообразования и
расширение словаря
Наш дом. Упражнение в образовании слов сложного
состава
Наш дом. Уточнение и расширение словаря по теме.
Формирование и расширение семантического поля слова
«бабочка»
Сад-огород-лес. Разграничение понятий по теме.
Человек. Расширение словаря по теме
Человек. Формирование навыка употребления в речи
возвратных глаголов.
26

1.II
3.
5. III
7.
9. IV

11.

2. Щ

Домашние животные. Формирование и расширение
семантического поля слова «щенок»
4. Щ-Ч
Домашние
животные.
Развитие
навыков
словообразования.
6. Щ-Ть Школа. Школьные принадлежности. Согласование
притяжательных местоимений с существительными.
8.
Щ-Ч-Сь- Школа. Школьные принадлежности. Расширение словаря
Ть
по теме.
10.
Мягкие Лето. Упражнение в образовании и употреблении в речи
и
прилагательных сравнительной степени.
твердые
согласн
ые
Лето. Формирование и расширение словаря по теме.
Глухие
и
звонкие
согласн
ые

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий по
совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте в
подготовительной группе№8 «Подснежник» на 2022-2023 учебный год
На каждом занятии проводится аналитико-синтетическая работа со словом,
усваиваются лексико-грамматические категории, над которыми одновременно работают на
занятиях по развитию речи.
Примерные планы занятий
Таблица 7
Месяц
Неделя
Тема
Аналитико-синтетическая
Обучение грамоте
работа со словом
Сентябрь

Октябрь

III

Звуки
«У, А».
Буквs
«У, А»

Анализ и синтез слогов «УА,
АУ»

Чтение слогов «УА»,
«АУ». Печатание
слогов

IV

Звук
«И».
Буква
«И»

Дифференциация звука «И» от
прочих
гласных
звуков.
Определение звука «И» в
словах. Анализ и синтез слогов
«АИ, ИУ, АУИ»

Печатание буквы «И»

I

Звуки
«П, Пь»

Дифференциация звуков «П,
Пь» от прочих согласных
звуков. Анализ и синтез слога
«АП»

Печатание буквы «П»
Печатание слогов «АП,
УП, ИП»

Буква

27

«П»
II

Звуки
«Т, Ть»
Буква
«Т»

III

Звуки
«К, Кь»
Буква
«К»

Ноябрь

Дифференциация звуков «Т,
Ть» от прочих согласных
звуков. Анализ и синтез слогов
«АТ, УТ, ИТ»

Печатание букв и
слогов

Дифференциация звуков «П,Пь,
Т,Ть, К, Кь» в словах и слогах.
Анализ и синтез слогов «АК,
УК, ИК, КА, КУ, КИ»

Печатание слогов

IV

Звук
«Х».
Буква
«Х»

Дифференциация звука «Х» от
прочих
согласных
звуков.
Анализ и синтез слогов «АХ,
УХ, ИХ, ХУ, ХА, ХИ»»

Печатание слогов.
Составление схем
предложений.

I

Звук
«Ы».
Буква
«Ы»

Дифференциация звука «Ы» от
прочих гласных звуков. Анализ
и синтез слогов

Чтение слогов.
Печатание слогов.

II

Звуки
Дифференциация звуков «М,
«М, Мь» Мь». Анализ и синтез слогов
«АМ, ОМ, УМ, ИМ, МА,
Буква
МО,МУ, МИ, МЫ»
«М»

Печатание буквы «М»
Чтение слогов

III

Звуки
«Н, Нь»

Дифференциация звуков «Н,
Нь». Дифференциация звука
«н» от прочих согласных
звуков. Преобразование слогов

Печатание буквы «Н»,
Употребление
прописной буквы в
именах. Чтение и
печатание слогов и
слов.

Дифференциация звуков
Бь». Звуковой анализ слов.

«Б,

Печатание буквы «Б»,
Чтение и печатание
слогов и слов.

Определение места звука «С»в
словах. Анализ и синтез слогов
«СА, УС, СЫ, ИС, СУ, ОС»
Звуковой анализ слов «СУК,
СОК, СОМ, САМ»

Печатание буквы «С»,
Чтение и печатание
слогов и слов.

Буква
«Н»

IV

Звуки
«Б, Бь»
Буква
«Б»

Декабрь

I

Звуки
«С»

28

II

Звуки
«Сь»

Дифференциация звука «Сь» от
других
мягких
согласных.
Составление
звуко-слоговой
схемы слов «ГУСИ», «СИТО»

Печатание буквы «С»,
Чтение и печатание
слогов и слов.

III

Звуки
«З, Зь»

Определение места звуков «З»,
«Зь» в словах. Дифференциация
звуков «З» и «Зь». Звуковой
анализ слов «КОЗЫ», «ЗИМА»

Печатание буквы «З»,
Чтение и печатание
слогов и слов.

Печатание слов под
диктовку «СОК»,
«СУК», «САМ»,
«КОЗА», «КОСА»,
«ЗИМА»

Буква
«З»
IV

Звуки
«С, З»,
«Сь,Зь»

Дифференциация звуков «С, З»,
«Сь, Зь». Определение позиции
звука в слове. Звуко-слоговой
анализ слов «СУК», «КОСА»,
«ЗИМА»

V

Звуки
«В, Вь»

Дифференциация звуков «В,
Составление схем
Вь».Звуко-слоговой анализ слов
предложений.
«ИВА», «ВАТА»
Печатание слов «ИВА»,
«ВАТА», «ВАЗА»,
«ИВАН», «КВАС».

Буква
«В»
Январь

III

Звуки
«Д, Дь»
Буква
«Д»

Февраль

Определение ударного гласного Печатание буквы «Д»,
звука в слове. Дифференциация Печатание слов «ДОМ,
звуков «Д, Дь».Звуко-слоговой
ДИМА, ДЫНИ,
анализ слов «ДОМ», «САДИК».
ДУБОК, САДИК».
Преобразование слов (ДОМ,
Чтение и печатание
ДЫМ, ДАМ, ТАМ, ТОМ, КОМ)
предложений.

IV

Звуки
«Г, Гь»
Буква
«Г»

Дифференциация звуков «Г-ГЬК-Т-Б-П-Вь-Нь-С-М».
Звукослоговой анализ слов «НОГИ,
ВАГОН»

Печатание слов
«ГУСИ, НОГА,
БУМАГА, ГАМАК,
ВАГОН».

I

Звуки
«К, Г»

Дифференциация звуков «Г-К».
Звуковой анализ слов «КОМ,
ГУДОК, ГУСИ, ГАМАК»

Чтение предложений.
Печатание
предложений.

Дифференциация звука «Й» от
прочих звуков. Звуковой анализ
и синтез слогов. Определение
позиции звука Й в слове.
Словарный анализ и синтез
предложений.

Печатание слов

Буквы
«К, Г»
II

Звук
«Й»
Буква
«Й»

29

Март

Апрель

III

Быквы
«Е, Я»

Звуковой анализ и синтез слов

Звукобуквенный анализ
и синтез слогов.
Печатание и чтение
слогов

IV

Звук
«Ш»
Буква
«Ш»

Определение места звука в
словах. Звуко-слоговой анализ
слов «МЫШКА, МИШКА»

Печатание буквы «Ш».
Знакомство с
правилами
правописания «ШИ»

I

Звук
«Ж»
Буква
«Ж»

Определение места звука в
словах. Звуко-слоговой анализ
слов

Печатание буквы «Ж».
Знакомство с
правилами
правописания «ЖИ»

II

Звуки
«З-Ж»

Дифференциация звуков «З-Ж».
Выделение ударного гласного
звука. Звуко-слоговой анализ
слов

Печатание слов

III

Звуки
«Л-Ль»
Буква
«Л»

Дифференциация
Ль»

IV

Звук
«Ц»
Буква
«Ц»

Дифференциация звука «Ц» от Печатание буквы «Ц» и
прочих звуков. Звуко-слоговой
слов. Чтение и
анализ слов
печатание предложений

I

Буква
«Ю»

Дифференциация твердых
мягких согласных звуков

и

Печатание буквы «Ю».
Чтение слогов, слов.

II

Звуки
«Р, Рь»
Буква
«Р»

Дифференциация звуков «Р-Рь»
в словах. Звуко-слоговой анализ
слов.
Выделение
ударного
гласного в словах.

Печатание буквы «Р»,
слов и предложений

III

Звуки
«Р, Рь –
Л, Ль»

Дифференциация звуков «Р-РьЛ-Ль». Определение позиции
звука в словах. Звуковой анализ
и синтез слов.

Печатание слов

IV

Звуки
«Ч-Ть»
Буква

Дифференциация звуков «Ч-ТТь» в словах. Слоговой анализ
и синтез слов

Печатание буквы «Ч».
Звуко-буквенный
анализ слов

звуков

«Л-

Печатание буквы «Л»
Слов «ЛУК, ЛОТО,
ЛИСА, ЛАМПА,
ПОЛЯНА» Чтение и
печатание предложений

30

«Ч»
Май

I

Звуки
«Ф-Фь»
Буква
«Ф»

Дифференциация звуков «ФФь». Определение позиции
звука в слове

Звуко-буквенный
анализ слов

II

Звук
«Щ»
Буква
«Щ»

Дифференциация звука «Щ» от
прочих шипящих звуков. Звукослоговой анализ и синтез слов

Печатание слов
«ЧАЩА, ЩУКА»

III

Звуки
«Щ-ССь»

Дифференциация звуков «Щ-ССь». Определение позиции
звука в слове

Звуко-буквенный
анализ слов. Печатение
слогов и предложений.

31

Раздел 8
8.1. Индивидуальные маршруты развития детей

32

Раздел 9
9.1. План взаимодействия с семьями
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все
большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и
семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие
домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые
участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества,
объединяющего взрослых и детей.
В группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи логопед и
другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пытаются
привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических
рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних
консультациях, еженедельно в письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах
родительского уголка. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми
необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в
речевом, так и в общем развитии.
Задания, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать
совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома.
Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с
окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители
смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую
гимнастику, прочитают стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и
отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая,
играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление,
что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.
Задания в тетрадях подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических
группах детского сада лексическими темами и требованиями Программы. Для каждого
ребенка учтены его индивидуальные особенности развития. Речевую активность детей
родители должны поддерживать и всячески стимулировать.
Родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать
детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания,
которые были сформированы ранее, становятся одной из основ домашней работы с детьми.
Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие
игровые ситуации.
Перспективный план «Работа с родителями»
№ Содержание работы
Сроки
п/п
1. Выступления на родительских собраниях:
«Цели и задачи коррекционного обучения

Таблица 8
Цели и задачи проведения
мероприятия
Информирование родителей
по результатам входной
33

в
группе
компенсирующей
направленности для детей с ТНР.
Организационные вопросы. Рекомендации Сентябрь
логопеда по выполнению домашних
заданий».
«Подведение
итогов
коррекционного
обучения в логопедической группе для
детей с ТНР».
Май
2.

3.

4.

Консультации для родителей:
1. Индивидуальные консультации для
родителей
по
результатам
логопедического обследования.
2.
Папка-передвижка
«Обогащение
словарного запаса детей через игру» 3.
Папка-передвижка «Роль дыхания в
процессе речи»
4. Папка-передвижка «Роль родителей в
развитии речи детей».
5.
Папка-передвижка
«Развитие
графомоторных
навыков
детей
дошкольного возраста»
7. Папка-передвижка «Необходимость
контроля
за
правильным
звукопроизношением»
8.
Папка-передвижка
«Полезные
рекомендации на летний период»
Консультирование
родителей
по
необходимости, по запросу родителей.
Практикум
гимнастика»

Сентябрь
Май
Октябрь
Декабрь
Январь
Март

диагностики и задач на
учебный
год, реализация
подхода
взаимодействия
«логопед-родитель»
Ознакомление родителей с
результатами коррекционноразвивающей работы

Информирование родителей
по результатам диагностики
Привлечь родителей к работе
по развитию словаря у детей
Формирование правильного
речевого дыхания.
Привлечь родителей к работе
над развитием речи у детей
Рекомендации по развитию
мелкой моторики рук

Апрель
Осуществление контроля за
качеством детской речи
Май
Рекомендации родителям на
летний период
В течение Повышение педагогической
года
компетентности родителей

«Артикуляционная Октябрь

Ознакомление с комплексом
артикуляционной
гимнастики.
Практическое
обучение.

34

Раздел 10
Перечень пособий
Коррекционная программа построена с учетом использования в образовательном
процессе следующих программ и технологий:
«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для
детей с нарушениями речи» Т. Б. Филичевой,Г. В. Чиркиной.
Программы
и 1. Альбом для логопеда/ Иншакова О.Б. 2-е изд. испр. и дополн.
технологии,
М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005 - 279 с.
обеспечивающие 2. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми
выявление
нарушениями. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 77с.
особых
3. Волкова
Г.А.Методика
психолого-логопедического
образовательных обследования детей с нарушениями речи. – СПб.: «ДЕТСТВОпотребностей
ПРЕСС», 2008. – 144 с.
детей с ОВЗ
Программы
и 1. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий
технологии,
1, 2, 3 периода обучения вподготовительной к школелогогруппе
обеспечивающие О.С. Гомзяк. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 128 с. —
формирование
(Учебно-методический комплект «Комплексный подход к
лексикопреодолению ОНР у дошкольников»).
грамматических 2. Гомзяк О.С. Говрим правильно в 6-7 лет. Альбом 1,2
средств языка и упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к
развитию
школелогогруппы. – М.: Издательство ГНОМ, 2020. – 32 с.
связной речи
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция
нарушений речи. Программы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями
речи. – М.: Просвещение, 2014. – 207 с.
Программы,
1. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. –
технологии,
М.: «Издательство Гном и Д», 2003. – 40с.
методические и 2. Альбомы по автоматизации звуков В.В. Коноваленко, С.В.
дидактические
Коноваленко;
пособия,
3. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи
обеспечивающие дошкольников: пособие для родителей и педагогов \ А.Е.Белая,
осуществление
В.И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: ПРофиздат, 2006
индивидуально4. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры
ориентированной слова у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. - 56
коррекционной
5. Игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото»,
помощи детям с «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т.д.
ОВЗ
6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная,
пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. –
М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. – 16с.
7. Комарова, Л.А.Автоматизация звука Ж в игровых
упражнениях. Альбом дошкольника— М.: Издательство ГНОМ и
35

Д, 2009. — 32 с.
8. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых
упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. — М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 32 с.

9. Комарова,

Л.А. Автоматизация
упражнениях. Альбом дошкольника /
Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 32 с.
10. Комарова, Л.А. Автоматизация
упражнениях. Альбом дошкольника /
Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 32 с.

звука Л в игровых
Л.А. Комарова. — М.:
звука Рь в игровых
Л.А. Комарова. — М.:

36

ПРИЛОЖЕНИЕ

ГРАФИК РАБОТЫ
учителя-логопеда МАДОУ Детский сад № 59«Золотой ключик»
Шуневич Ю.В.
8.00 – 8.15

Консультации для родителей

8.15 – 8.45

Индивидуальная работа

8.45 – 9.00

Подготовка к занятию

9.00 – 9.30

Фронтальное занятие

9.40 – 11.40

Индивидуальная работа

11.40 – 12.00

Работа с документацией

14.00 – 14.50

Организационно-методическая работа

14.50 - 15.00

Консультации для воспитателей

15.00 – 15.40

Подгрупповая работа

15.40 – 17.30

Индивидуальная работа

17.30 – 18.00

Консультации для родителей

8.00 – 8.15

Консультации для родителей

8.15 – 8.45

Индивидуальная работа

Среда

8.45 – 9.00

Подготовка к занятию

8.00-12.00

9.00 – 9.30

Фронтальное занятие

9.40 – 11.40

Индивидуальная работа

11.40 – 12.00

Работа с документацией

Четверг

14.00 – 14.50

Организационно-методическая работа

14.00-18.00

14.50 - 15.00

Консультации для воспитателей

15.00 – 15.40

Подгрупповая работа

15.40 – 17.30

Индивидуальная работа

17.30 – 18.00

Консультации для родителей

Понедельник
8.00-12.00

Вторник
14.00-18.00

37

Пятница

8.00 – 8.15

Консультации для родителей

8.00-12.00

8.15 – 8.35

Индивидуальная работа

8.35 – 9.00

Подготовка к занятию

9.00 – 9.30

Фронтальное занятие

9.40 – 11.40

Индивидуальная работа

11.40 – 12.00

Работа с документацией

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».